Кризис доверия
В проекте нового закона о жилищных отношениях на собственников квартир возлагается бремя по капитальному ремонту своего дома. Ставится цель сформировать у жильцов чувство хозяина не только своей квартиры, но и общедомовой собственности. Однако уже сегодня нередко возникают ситуации, когда владельцы квартир, пытаясь навести порядок в своем доме, вступают в конфликт с персоналом обслуживающего их ПКСК. Два конкретных костанайских примера, два подхода к решению проблемы - в исследовании «НГ».
Счетчик раздора
В Костанае жители дома № 3/1 по улице Ворошилова прослышали, что если установить общедомовой счетчик учета подаваемого тепла, то можно сэкономить затраты на коммунальные услуги. Идея эта пришлась им по вкусу, потому и к процессу сбора наличности приступили без особого промедления. Правда, к нужному сроку всю сумму не собрали, но председатель ПКСК «КЖБИ» Татьяна КАРАЦУП, на обслуживании которого находится этот дом, все-таки договорилась с одной из фирм о продаже прибора. Вот тут-то и вышла заминка. Цена его была 270 000 тенге, а народ прослышал, что есть варианты и подешевле. Можно было бы сэкономить 19 000. Если разбросать эту сумму на каждую квартиру, то выигрыш небольшой, но дело тут уже не столько в цифрах, сколько в отношении к ним. Точнее, в отношении к хозяевам этих денег - жильцам. Ведь чтобы набрать эту сумму, кому-то пришлось и по сусекам своей домашней казны поскрести. Так что дело тут было, скорее, в принципе. А принцип таков: почему председатель с нами не посоветовался?
И тогда вспомнили, что за 2,5 года, в течение которых они находятся в этом кооперативе, никто перед ними о проделанной работе не отчитывался. Вспомнили и вечно залитый нечистотами подвал, и козырек в одном из подъездов, держащийся на честном слове руководителя ПКСК, и то, что в некоторых квартирах вместо горячей воды долгое время идет холодная. Вспомнили и решили провести собрание.
- Председателю ПКСК не понравилось, что мы выбрали свое правление и ревизионную комиссию, - говорит жилец дома Владимир ЕРЕМЕЕВ. - Она заявила, что с 1 ноября не будет обслуживать наш дом. Потому что наше правление не доверяет ПКСК. Но мы ведь не хотим выходит из этого ПКСК, мы не против того, чтобы она руководила. Нам нужно только, чтобы она тратила наши деньги, советуясь с нами.
Другая точка зрения
Без этой точки общей картины конфликта не представить. Едва мы встретились во дворе этого дома с жильцами, как между ними вдруг разгорелась острая словесная перепалка. Несколько человек встали на защиту председателя ПКСК. И тут выяснилась одна очень важная деталь. Оказывается, шестиэтажное жилое здание, о котором идет речь, после сдачи в эксплуатацию в 1992 году почему-то превратилось в два дома, имеющих различные адреса. Причем тот, который обозначен, как 3/1, с момента возникновения института ПКСК находился на обслуживании кооператива «Юность» и только два года назад перешел в ПКСК «КЖБИ». Другая же его половина - дом 3/2 все это время был в ПКСК «КЖБИ». Поэтому его жители лучше осведомлены о работе их председателя, который руководит этим кооперативом уже 8 лет. В то время, как дом 3/1, по словам живущего в нем Еремеева, все эти 15 лет фактически «жил без управления» и оказался в очень запущенном состоянии. Настолько, что за последние два года привести его в порядок было непросто. При имеющихся у ПКСК «КЖБИ» финансовых ресурсах.
- Мы за это время получили от жильцов дома 3/1 около 1 200 000 тенге, - рассказывает председатель ПКСК «КЖБИ». - Из них половина истрачена на ремонтные работы в их же доме, остальные ушли на налоги и содержание работников кооператива. ПКСК «Юность» отказался их обслуживать, потому что у них были большие долги. Правда, у нас в этом плане к ним претензий нет. Но если они нам не доверяют, то почему мы их должны обслуживать. Пусть ищут других или сами все организовывают.
Тем не менее, финансовые документы для проверки ревизионная комиссия от нее получила. И вроде бы каких-то нарушений там не выявлено. Но вот история со счетчиком... Точнее с двумя счетчиками. Оказалось, все коммуникации в здании, где расположены дома 3/1 и 3/2, имеют общий ввод, но в системе подачи горячей воды для каждого из них установлен свой элеваторный узел. Поэтому жильцы дома 3/2 еще раньше решили установить для себя домовой прибор учета и уже его приобрели. А жильцы дома 3/1 теперь недоумевают: зачем было покупать еще один счетчик, если б хватило и того, что уже есть? Причем и тот, что уже купили, тоже дорогой. Как тут не подумать о какой-то корысти председателя ПКСК?
- Мы обзвонили четыре организации, которые занимаются поставкой домовых приборов учета, - рассказывает бухгалтер ПКСК Лариса КОНДУР. - Действительно, одна из них продает дешевле. Но специалисты нам сказали, что эти приборы быстро выходят из строя. Мы решили, что пусть будет дороже, зато надежнее.
Что касается установки двух приборов, а не одного на все здание, то причину объяснили так. Поскольку в доме 3/1 неправильно собрана система подачи горячей воды, то в некоторых квартирах из крана она идет уже после охлаждения в батареях отопления. То, что называют «обраткой». В результате там повышенный расход горячей воды. Спрашивается: почему жильцы дома 3/2, у которых этой проблемы нет, должны брать на себя лишние расходы? Вот они и отделились от своих соседей прибором учета.
Отношения нужно «выстраивать»
Все можно объяснить. Но на это уходит время, много нервной энергии. А поскольку у всех в большом дефиците и то и другое, все кончается взрывом негодования жильцов и глубокой обидой на несправедливые обвинения у сотрудников ПКСК. И как при таких взаимоотношениях пытаться собирать у владельцев квартир большие деньги на ремонт дома? Получается какой-то замкнутый круг. В то время, пока люди выясняют, на чьей стороне правда, дом потихоньку разрушается, и однажды может оказаться, что на его ремонт нужно гораздо больше средств, чем их потратили бы раньше. Мы побывали в подвале этого дома и своими глазами убедились, как его запущенность прямо влияет на состояние фундамента относительно нового здания.
Удачная попытка
Пример положительного опыта отстраивания отношений на линии «ПКСК - жильцы» в Костанае широко известен один - КСК «Ветеран-36» под председательством Людмилы ПРУТЯН. В этой сфере она работает давно и потому человек достаточно известный. Так вот, всех своих коллег, которые интересуются опытом ее работы, она, прежде всего, ведет в подвал дома.
Скажу сразу, что таких подвалов, «вылизанных» не для показухи, в Костанае мне лично видеть не приходилось. Прутян считает, что это - основа хорошего состояния всего дома. И убедила в этом жильцов, которые дальше собственной квартиры смотреть не хотели.
Мы попросили ее прокомментировать ситуацию, которая сложилась в ПКСК «КЖБИ».
- У меня был аналогичный случай, - рассказывает Прутян. - Тут важно все правильно объяснять людям. Это и называется «выстраивать отношения». Мы в таких случаях создавали согласительную комиссию из нейтральных людей, которые способны всех спокойно выслушать и сделать свои выводы. Надо понимать, что людей часто захлестывают амбиции и эмоции, и мы не хотим понимать друг друга.
По мнению Людмилы, главная проблема дня сегодня - всеобщая нехватка правовой грамотности, а у председателя ПКСК еще и профессионализма. Их этому никто не учит. Городской акимат, если и собирает председателей, то лишь для того, чтобы отругать, а не дать возможность обменяться опытом.
А то, что жильцы проявляют активность, пусть и не всегда приятную для руководства КСК, - это как раз хорошо. Сама Людмила, например, бюджет своего кооператива формирует только с участием жильцов. С помощью правления определяется и то, что надо ремонтировать в первую очередь, а что - во вторую. Есть у нее и своя «оппозиция», которая пишет на нее жалобы в различные контролирующие органы. Прутян из этого тоже стремится извлекать для своей работы определенную пользу. Лучше изучает законодательство, чтобы ненароком не «врюхаться».
- Народу нужно просыпаться, - говорит Прутян. - У нас так привыкли, что даже для наведения порядка в своем подъезде зовут председателя кооператива или кого-то из акимата. Нужно лучше знать свои права и умело ими пользоваться.
Как дальше будут складываться отношения между жильцами и руководством ПКСК «КЖБИ», сказать сложно. На наш вопрос к Татьяне Карацуп, готова ли она пойти на мировую, мы получили утвердительный ответ. Правда, с оговоркой, что за всех своих сотрудников, которые отказались обслуживать этот дом, она отвечать не может.
В данном случае в качестве миротворцев выступили журналисты «НГ», а кто будет примирять конфликтующие стороны во множестве других схожих ситуаций? По информации, которую мы получили от председателя Костанайской областной коллегии адвокатов Рашида МАХМУТОВА, за консультациями к юристам по поводу правомерности действий руководителей ПКСК ежемесячно обращаются по нескольку десятков человек. Это ли не показатель наличия проблемы, которую нужно решать. И, скорее всего, решать вместе.
Материалы номера