Деньги есть, нет времени их освоить

Евгений ШИБАРШИН

Сложившаяся практика госзакупок нуждается в изменениях

18 мая Нурсултан Назарбаев, подведя итоги социально-экономического развития страны за 4 месяца, критиковал акимов за неудовлетворительное использование 840 млрд тенге, выделенных под госпрограмму «Нурлы жол». Активная работа по освоению этих денег должна начаться еще в марте, однако в регионы из названной суммы поступило только 8%. Глава государства считает, что такое положение сложилось из-за того, «что не все акимы поняли социальную ориентированность» данной программы. Возможно. Но только ли в этом причина?

Ремонт ул. Майлина начался с опозданием, поскольку итоги конкурса на выполнение работ были обжалованы / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Хроническая болезнь

Так можно назвать постоянное недоиспользование бюджетных средств. Вот и 2015 году республиканский бюджет остался недовыполненным: 16 млрд тенге из запланированных средств не освоены. Это при том, что в регионах постоянно ощущается нехватка средств на ремонт дорог и различных объектов коммунальной и социальной сфер.

Президент обратил внимание, что и в текущем году неудовлетворительно ведутся работы по строительству инфраструктурных проектов в рамках «Дорожной карты бизнеса - 2020».

- Деньги, направленные на «Дорожную карту», должны через строительство жилья, дорог, больниц, объектов водоснабжения работать на население и приносить пользу, - заявил глава государства.

Итоги исполнения бюджета Костанайской области в 2015 году будут обсуждаться на ближайшей сессии облмаслихата, но достаточно подробный доклад уже опубликован. По использованию запланированных средств цифры там достаточно благополучные, однако около 65 млн трансфертов область вернула в республиканский бюджет. Большую часть из них - по причине недоосвоения и 22,4 млн - из-за нецелевого использования целевых трансфертов.

Если говорить о конкретных объектах, то среди несданных в эксплуатацию в 2015 году оказалась поликлиника онкологического диспансера. Ее открыли только этой весной. Причина задержки - «ненадлежащее исполнение подрядчиком договорных обязательств». Всего же по объектам здравоохранения в 2015 году подрядчики не исполнили договорные обязательства на 79,4 млн тенге. В сравнении с общим объемом областного бюджета - 131 млрд тенге - эта цифра может показаться незначительной. Если не вспоминать, что за ней стоит задержка сдачи в эксплуатацию лечебного учреждения.

Каждый подобный случай наверняка рождался в каких-то своих обстоятельствах и требует отдельного разбирательства. Однако в последнее время все чаще называются причины, имеющие системный характер. Вызваны они сложившейся практикой назначения исполнителя работ по освоению бюджетных средств. Или, как их называют официально, поставщиков услуг.

Распределение бюджетных денег между подрядчиками - дело достаточно хлопотное. Главным образом по причине большого количества претендентов на получение надежного источника доходов. Отсюда и великий соблазн для чиновников использовать эту «золотую жилу» для собственного обогащения. Тем более что их частный интерес зачастую совпадает с неразборчивостью в моральных принципах у некоторых потенциальных поставщиков услуг.

В Казахстане эту сферу регулирует Закон «О государственных закупках», в котором данная процедура расписана до мелочей и учитывает, казалось бы, все возможные нюансы. Однако в реалиях хозяйственной жизни все оказалось гораздо сложнее. Граждане, на нужды которых должны тратиться их налоги, в этом убеждались уже не раз. То вдруг, как сейчас в Костанае, начинают массово отключаться светофоры и никому почему-то нет дела до их «немигания». То хроническим больным, получающим от государства бесплатные лекарства, приходится переходить на «самофинансирование», а врачи им говорят, что «тендер еще не провели». Или наступила теплая пора, и самое время начинать капитальный ремонт дорог, а «дорожники чего-то тянут». В таких случаях обычно обвиняют местную власть, и опровергать такую оценку нет смысла. Однако есть и другие причины. Более глубокие. Они связаны со сложившейся практикой госзакупок.

Времени не хватает

В соответствующем законе прописаны различные формы госзакупок. Мы ведем речь о бюджетных тратах на крупные объекты, работа которых направлена на обеспечение нормальной жизни населения. Больше всех о накопившихся проблемах в этой сфере знают подрядчики, которые не один год работают на рынке.

ТОО «АБЗ плюс» занимается ремонтом дорог, водопроводных и теплосетей уже 15 лет. С главным инженером этого предприятия Валерием МАРЬЕНКО мы встретились на ул. Павлова, где «АБЗ плюс» проводит реконструкцию магистральной теплотрассы между улицами Чехова и Алтынсарина. Работу начали сразу после окончания отопительного сезона и по тому, сколько уже сделано, можно надеяться, что обновленную теплотрассу запустят в установленный срок. Как оказалось, с этим объектом подрядчику повезло.

- Дело в том, что конкурс по этой теплотрассе провели еще в сентябре 2015 года и до начала работ, запланированных на весну 2016 года, мы получили от заказчика аванс и успели заготовить все необходимые материалы: трубы, арматуру и железобетон, - пояснил Марьенко. - Обычно так не бывает. После конкурса и подписания договора с заказчиком у нас остается слишком мало времени, чтобы уложиться в установленные сроки. Если мы этого не сделаем, нас могут признать недобросовестными поставщиками.

Ситуация складывается таким образом, что потенциальный поставщик (в данном случае - ТОО «АБЗ плюс») не может держать на своем складе материалы «про запас». Он ведь не знает, что будет требоваться проектом на будущем объекте. Как и то, выиграет ли он этот госзаказ в конкурсе с другими потенциальными поставщиками.

- У поставщиков материалов и оборудования они для нас не лежат на складе, - добавил главный инженер. - Они также работают по факту нашей заявки. Если это завод по изготовлению труб, им еще нужно заказать металл для производства труб. На это тоже нужно время. У нас была зима в запасе, и мы все успели заготовить. Такое бывает редко.

Валерий Марьенко привел случай с реконструкцией водовода по ул. Баймагамбетова. Там по проекту планировалась установка задвижек, произведенных в Турции. Когда ТОО «АБЗ плюс» приступило к работам, оказалось, что у завода срок поставки задвижек - 3 месяца. Это выходило за пределы договорных обязательств ТОО перед заказчиком. Пришлось искать другого изготовителя. Потребовалось соответствующее согласование с проектировщиками. На это тоже ушло время.

Конкурс проводить заранее

Главный инженер ТОО Марьенко считает, что для сезонных работ сложившаяся практика конкурсного определения подрядчика не оставляет достаточно времени на исполнение работ. Что отрицательно сказывается на качестве.

Действительно, если проследить всю цепочку от дня принятия на сессии маслихата бюджета области, потом бюджетов городов и районов (с утверждением решений сессий в органах юстиции), учесть все процедуры прохождения конкурсов по определению поставщиков услуг и технического надзора, то на все это уходит около полугода. А ведь итоги конкурса еще могут обжаловать, что в последнее время происходит постоянно. В таком случае действие итогов конкурса приостанавливается на срок до 10 дней.

Если проверяющие сочтут решение конкурсной комиссии неправомерным, то вся процедура повторяется. Нечто похожее у «АБЗ плюс» случилось в 2016 году с итогом конкурса по реконструкции ул. Майлина. Была жалоба, было разбирательство, и, хотя решение комиссии не отменили, но договор с заказчиком ТОО заключило только в мае.

По аналогичной причине в Костанае задержано определение поставщиков по обслуживанию светофоров и содержанию городского сквера, а по поливу деревьев вообще назначен повторный конкурс. Тем временем светофоры в областном центре не работают, деревья засыхают.

- Конкурсы нужно проводить заранее: если работы планируются на 2017 год, конкурс должен пройти в 2016-м, - предложил Марьенко.

Аналогичной точки зрения придерживается и Александр МАКЛЮК, который 9 лет работал в отделе ЖКХ акимата Костаная.

- Если конкурсы проводить в декабре предыдущего года, это сильно облегчит задачу, - считает Маклюк. - Нужно только в более ранние сроки принимать бюджет.

Люди, работавшие когда-то в условиях плановой экономики, невольно сравнивают прежнюю систему с сегодняшней. Прошлые подходы, когда была возможность все заранее планировать, выглядят гораздо выигрышней. Понятно, что полного возврата к прежней системе не будет, но и существовать в сложившихся реалиях тоже невозможно.

Александр Маклюк выход видит в налаживании устойчивых связей потенциальных поставщиков с заводами-изготовителями. Чтобы они стали надежными партнерами. Тогда более оперативно, на его взгляд, можно будет решать вопросы поставок материалов и оборудования для исполнения госзаказа. Но для этого нужна стабильность в экономике и коренное изменение финансового положения подрядчиков. Эти предприятия должны получить доступ к более дешевым кредитным ресурсам, а также иметь возможность накапливать собственные оборотные средства.

Что касается плохого использования тех самых 840 млрд тенге, о которых говорил Нурсултан Назарбаев, то, как сообщила «НГ» руководитель Управления финансов акимата Костанайской области Сауле АЙМУХАМБЕТОВА, нашей области республика выделила 4 млрд тенге. Их поступление ожидается в июне. Успеют ли по ним провести все необходимые процедуры, чтобы освоить их в текущем году, пока неизвестно. Вполне возможно, что они будут переходящими на 2017 год. В таком случае, может быть, опять кому-нибудь «повезет» и у кого-то из потенциальных поставщиков для освоения этих средств окажется больше времени.