Александр КАЛЬНИЦКИЙ: «Танцы - это про секс»
Ирина БУРЕЕВА ng@ng.kz
Известный земляк, танцор, педагог и конферансье - о внутренней свободе, истории и призвании
...Мне было тринадцать, когда в наш кружок бального танца при ДК «Юность» пришел учитель. Во-первых, мужчина! Во-вторых, галантный красавец с приятным тембром голоса. А дальше можно бесконечно перечислять и его профессиональные качества педагога, и его ораторское мастерство, и его разносторонние знания, и интеллигентность и т.д. Конечно, все девчонки нашего кружка были немножко в него влюблены...
А потом он был ведущим на моей свадьбе, редактором телеканала, где мы много лет работали в одной команде, коллегой на многих концертах. Уже в Москве он пришел на мой первый международный турнир по танцам поддержать, вселить уверенность (и как же неприлично громко потом мы компанией пели в буфете «We Are The Champions!» под шампанское, держа в руках медальки за первые места). А недавно нам довелось танцевать в паре, и это было бесподобно: ученица, знакомая с учителем больше 30 лет, все так же робела, краснела и боялась споткнуться, но его спина по-прежнему прямая и сильная, и на его плечо можно положиться. Впрочем, так было всегда.
Знакомьтесь - Александр Кальницкий, известный в Костанае педагог, телеведущий и лучший конфераньсе всех праздников. Уже несколько лет он с семьей живет в Москве, мы с удовольствием встречаемся на кофе и нам всегда есть о чем поговорить.
Александр Борисович, земляки интересуются, мол, чем сейчас занят наш человек в первопрестольной?
- Работой с 8 до 5, совсем не связанной с творчеством, и танцами по вечерам и в выходные.
Традиционный бал в Царском селе
- Насколько я понимаю, детьми вы больше не занимаетесь. Исключительно взрослые и исключительно балы?
- Детьми немного занималась Лена (супруга А.Б. - доп. автора). Но как только появились внуки, она стала «профессиональной бабушкой», а я занимаюсь теми же бальными танцами, только в стиле social dance. То есть, танцы для себя, в качестве досуга и обмена положительными эмоциями.
Что касается балов. Пришла ко мне как-то одна пара, потом вторая, третья, чтобы изучить европейские танцы. Они нескольких лет занимались балами. И мазурка, вальс гавот, полонез и менуэт - все это хорошо и прекрасно, но захотелось им чего-нибудь из XX века. Сейчас на многих балах есть целые отделения, когда после исторического блока начинают танцевать вальс, танго и фокстрот.
- Так интересно: на дворе XXI век, а люди мазурки танцуют.
- Еще как! Первый раз мы поехали на пушкинские балы в Питер. Один бал танцевали в Державинском особняке, второй - в Царском селе, в том зале, где на известной картине юный Пушкин сдает экзамен Державину. В такой обстановке включаешься на все 100%, хоть и понимаешь, что интерьер восстановлен и паркет перебран. А вот в Державинском особняке паркет старый, настоящий, танцевать на нем настоящее удовольствие. Старый паркет - это же как хороший инструмент для музыканта.
- Правильно ли я понимаю, что эти балы - реставрация, когда люди полностью восстанавливают быт той эпохи, какой посвящен бал?
- Есть несколько клубов, кто занимается полной реконструкцией. То есть, если бал «Ампир», то это полный ампир, начиная от прически, платья, перчаток, туфель и до нижнего белья, пардон. Некоторые балы чуть проще, например, задается тема «Серебряный век» - дама перо в волосы добавит, вроде уже правильный дресс-код. Буквально месяц назад мы были на балу «Белая лира», его устраивали клубы, которые занимаются реконструкцией армии, этакое «офицерское собрание». Бал был посвящен знаменитому Брусиловскому прорыву, в Первой мировой войне: маленькая лекция, концерт плюс два танцевальных отделения.
Александр Кальницкий и его жена Елена на Пушкинском балу
- И много ли людей ходит на такие балы?
- На закрытые - меньше, это клубные вечера, а вот в Царицыно, где еженедельные сборы, большая масса народу. Случайные люди на такие праздники редко попадают. Конечно, по-прежнему, на балах «на десять девчонок восемь ребят». Но есть несколько танцев, где существует перемена партнеров, и он танцует за один раз с двумя дамами - испанский вальс, серпантин, полька-тройка. Так что «перепадает» всем.
- Ходят люди постарше или есть увлекающаяся молодежь?
- Сейчас начинает вливаться молодежь, но в основном народ возрастной. Молодежь захватывают костюмы, декорации, романтика - происходит некое перевоплощение, переход из века в век. Те, кто давно в теме, сами уже начинают что-нибудь придумывать – списываются с себе подобными и едут в Казань, например, потому что там можно потанцевать в каком-то особнячке, просто в хорошем месте. Мы как-то были в Ивановском имении, там шикарно восстановили интерьеры и есть отличный зал для танцев. Эти люди по-своему одержимы своим пристрастием - они могут весь год кашу хлебать, а потом нарядиться в пух и перья и поехать на бал в Питер, Вену, а «вояки» - на Бородино или в Ватерлоо.
- Мне кажется или тема Венских балов, еще недавно столь модная, прошла? Все, кто хотел, примерили фраки и белые перчатки, потанцевали дебютантами и получили свое удовольствие. А балы-реставрация - это словно волна нового русского патриотизма, что ли. Или это элементарная тоска по ушедшему и навсегда потерянному?
- Нет, Ира, это все же не повальное увлечение, то ли к счастью, то ли к сожалению. Часто я наблюдаю просто попытку ощутить себя этакой «новой аристократией». Понимаешь, это нам с тобой повезло, и мы много лет «варились» в танцах и красивой музыке. А для большинства это было настолько задавлено и уничтожено, что, глядя со стороны, они думают: надену фрак и я уже джентльмен. Но от примерки костюма мало что меняется.
- Вы много лет в танцевальной педагогике. Нет ощущения, что есть более важные профессии - пожарный, врач, полицейский. А я, ну подумаешь, хорошо танцую или учу этому. Это действительно сегодня кому-то нужно? Ощущаете свою востребованность?
- Не нужно - люди бы и не приходили. Это было нужно, даже если это было не нужно советскому государству. Когда место нарабатывается, и слава работает на тебя, то народ идет и идет.
- А вы застали период лозунгов типа «кто сегодня слушает джаз, тот завтра родину продаст»?
- Когда мы начинали танцевать в 1969 году, всю нашу алматинскую тусовку «Контора Глубокого Бурения» знала поименно… Так было до 1975 года, когда в Киеве провели II Всесоюзный конкурс бального танца, и все, наконец, поняли, что танцы - это ни разу не страшно. А то ведь в СССР танцевали только на окраинах: в Украине, Белоруссии, Прибалтике. Москва, кстати, не танцевала, здесь бдили так, что не дай боже... Сударушку - пожалуйста, танго - нельзя! Поэтому москвичи все больше в Питер ездили на конкурсы да по братским республикам. После 1975-го идеологию в танцах отпустили, а после Олимпиады и вовсе другие времена пришли.
- У меня ощущение, что сейчас все танцуют. Я вижу на тренировках полные танцзалы, каждый выходной конкурсы и сотни танцующих детей, а еще есть популярные программы на ТВ, много танцующей молодежи и взрослых летом в парках. Танцуют танго, фламенко, сальсу, бачату. Многие ходят на балет, на бодибалет. Танцевать вдруг стало модно? Что происходит с обществом?
- У людей появился выбор и немного внутренней свободы. То, что люди хоть чем-то занимаются, уже хорошо. Плохо, что всем этим занимаются только дамы. Мужики по-прежнему ходят в качалки или сидят на диване с пивом. Кто и когда сказал, что танцы - это не по-мужски? Именно мужчины начали танцевать танцы охотников, воинов и т. д.
- Давайте поговорим о вашей личной наработанной педагогике. Танцы это вообще про что?
- Бальные танцы – это про секс.
- Коротко и ясно. Сразу понятно, почему кто-то не решается пойти в танцы. Боятся себя, своего тела?
- Да, боятся себя. Обросли комплексами. На занятиях с взрослыми мы учим азы, слушаем музыку. Когда приходят семейные пары, происходит полная трансформация! Учим женщин молчать, доверять мужчине, а мужчин учим в танце вести и принимать решение за обоих. Танец - это модель жизненных ситуаций. Всегда. Тут и все сложности – наша женщина привыкла в кухне со сковородкой в руках командовать, она и в танцах себя так ведет. А в танцах главный мужчина. Поэтому на занятиях я говорю: «Замолчи! У тебя мужик рядом есть. И через год ты скажешь мне спасибо». Танцы - это про секс, про социум, про доверие. А еще про музыку и настроение, а также про медитацию. В современном стрессе без этого никак.
- То есть, танцуя, мы впадаем в транс? Мне нравится эта трактовка! Мои друзья давно твердят, что у нас, танцоров, секта, и мы все чокнутые.
- Пусть так, но ведь это здорово помогает справляться со многими проблемами. Скажу по себе. Прихожу на вечернее занятие разбитый и уставший после работы - колени болят, радикулит, давление и всяко-разно. Провожу два часа на подъеме. А стоит занятию закончиться, и дайте мне два костыля дойти до дому… На занятиях я забываю обо всем. Пришли на занятие, выбросьте все из головы, отключите телефон, послушайте музыку. Йоги говорят: чтобы прожить много жизней, надо в каждую секунду жить одной отдельной жизнью. Вот я сейчас танцую, и у меня нет никаких проблем.
- О! Я-то точно знаю эти мгновения абсолютного счастья, когда музыка и движение едины, когда два тела чувствуют друг друга, происходит химия, да такая, что на этой энергии можно и в космос улететь. А когда вы ощущаете себя особенно счастливым?
- После хороших танцев. После хорошего занятия, красивого бала. Еще бывает от хорошего спектакля. Вообще от хорошей работы. Когда видишь, что не халтурят, когда все по-настоящему. А про себя... Знаешь, я вот иногда думаю, сколько народу через меня прошло, научилось, сколько продолжает танцевать и вообще сделало это своей профессией! Значит, это действительно было не зря.
Фото из семейного архива
Материалы номера