В форме на пятидневку с тремя языками

Асия СЫЗДЫКОВА: "Мы трехъязычие внедряем давно и последовательно. Это реально".

Галина ПЕТРЕНКО

В казахстанском образовании планируют изменить все - от формата ЕНТ до времени каникул

Из-за целого пакета новаций, о которых в апреле заявлял министр образования Ерлан Сагадиев, складывается впечатление, что школу ждут революционные преобразования. Однако сам глава МОН уверяет: к новому этапу, который носит название Государственной программы развития образования на 2016-2019 годы, школа шла 15 лет. Дескать, просто закончилось время экспериментов, впереди - массовое внедрение. 

Решить до 25 мая

Мы составили тематический перечень по апрельским тезисам министра. «НГ» даже успела уже написать материал по введению обязательной школьной формы. Но это, пожалуй, самое простое из того, с чем столкнутся ученики, их родители уже в ближайшем учебном году. Кстати, раз уж речь зашла о форме, то вот это как раз не нововведение. Скорее, забытое старое - необходимость ношения школьной формы была прописана еще в Законе РК «Об образовании», принятом в 2007 году.

Робототехника помогает интегрировать знания разных дисциплин, учит мыслить творчески

Свежие требования к форме утверждены в феврале сего года. Эти требования может и должен видеть каждый родитель. Спрашивайте о них в школах, ищите на сайтах отделов  образования. Требования подробнейшие, в них указано как то, что входит в наборы ежедневной, парадной, спортивной формы, так и то, что ношение одежды с элементами религиозной принадлежности в школе запрещено. Между прочим, оговорено, что «выбор цвета, фасона формы и длины юбки определяется организацией среднего образования и общественным советом, утверждается протоколом общешкольного родительского собрания». А пункт 23 документа гласит: «Родители… участвуют в обсуждении вопросов о школьной форме и вносят предложения по ее совершенствованию, приобретают через действующую торговую сеть». Так что участвуйте. До 25 мая то, какой будет форма в каждой школе, должно быть там решено и утверждено.  

 

 Для Караганды, Семея, Костаная

Первоклассники со следующего учебного года начнут заниматься по так называемым единым базовым учебникам. Пока только они. Но каждый год для этих первопроходцев станут выпускать единые учебники, и пособия, таким образом, будут «взрослеть» вместе с детьми.

С родительской точки зрения - решение долгожданное. Очень многие жаловались на нервотрепку, связанную с необходимостью находить учебники разных издательств. Книгопечатники к тому же частенько опаздывали с выпуском, школьные занятия без книг до середины первой четверти стали нормой. Время покажет, изменит ли единый учебник эту ситуацию к лучшему.

Впрочем, совсем как в советские времена, когда от Кушки до Находки миллионы школяров имели один и тот же учебник математики, все-таки не будет. Намного больше в образовании стало специализированных учебных заведений - школ для одаренных детей, с углубленным изучением части предметов. В таких педагоги работают по авторским обучающим программам, и учебные пособия там нестандартные. Но это не возбраняется, пояснили «НГ» в областном управлении образования, называется «вариативность образования».

Концептуально новые учебники для первоклашек уже утверждены, поделился информацией сенатор Серик БЕКТУРГАНОВ, который недавно в Костанае встречался с педагогами. В пособия осталось внести последние изменения после экспертной оценки, а дальше - этап госзаказа каждой областью учебников. К 25 августа в идеале все книги должны быть  доставлены на места. 

В таких школах, как «Озат», и сами ищут способы, помогающие детям свободнее мыслить

Шестилетки, пятидневка...

В следующем учебном году все казахстанские первоклассники начнут заниматься пять дней в неделю. Укороченная рабочая неделя - часть целого блока изменений, связанных с массовым внедрением 12-летнего цикла обучения в средней школе, а главное - с обновлением содержания образования. 27 апреля на отчетной встрече Сагадиева с представителями общественности в Евразийском университете министр так объяснял эти моменты: в середине 80-х большинство развитых стран пришло к выводу, что надо переходить к новому типу содержания образования. Оно должно быть основано не на бесконечном увеличении объема информации, вкладываемого в головы школьников, а на функциональной грамотности. Этот термин подразумевает, что детей надо обучать тому и так, чтобы они в жизни умели сами находить нужные им знания и - что самое важное - пользоваться ими. Страны договорились даже о едином стандарте измерения этого содержания. Вот как раз его и начнут массово внедрять с 1 сентября 2016 года в первых классах. А до этого уже шесть лет, подчеркивал министр, модель обновленного содержания апробировалась в 20 Назарбаев интеллектуальных школах, еще три года она адаптируется к условиям обычных школ - в стране 100 таких находились в эксперименте, больше 10 000 детей обучались по обновленной программе. По словам министра, все довольны. Так что самое время опыт распространять.  

 

В Костанайской области Назарбаевская школа стала работать совсем недавно, но   экспериментально с 2003-2004 годов 7 школ апробировали программу 12-летнего обучения. В их числе были и городские, и сельские, и с государственным языком обучения, и русскоязычные. В прошлом году в части их был первый выпуск.

- За этими школами был налажен мониторинг, вот, например, данные, как кто сдавал в них ЕНТ, я специально отслеживала в прошлом году, - говорит заместитель руководителя управления образования Костанайской области Шолпан БАЙЖАНОВА, - неплохие результаты ребята показали, на 4-м месте мы в республике по среднему баллу среди таких школ. А в прошлом году начался с учетом опыта этих первых очередной этап пилотного внедрения уже откорректированных 12-летних обучающих программ. В нем участвуют 30 школ по республике, две наших - Свердловская средняя школа в Алтынсаринском районе и  школа № 10 в Костанае. Там уже с учебниками все налажено. Сейчас их ведет Национальная академия образования - помимо того, что мы осуществляем мониторинг и отправляем данные, приезжали специалисты академии. Кстати, и перед началом пилотного проекта они были в области, оценивали готовность школ к нему. Так что действительно все то, о чем говорит министр, не спонтанные новации, работа подготовительная велась и ведется. Вы спрашивали о пятидневке, и в Свердловской школе, и в костанайской № 10 как раз опробовали такую рабочую неделю. Запланировало министерство с нового учебного года массовое внедрение 12-летки - все наши учителя, которые придут в первые классы, летом пройдут курсы переподготовки. 

Оптимизация, интеграция

Вернемся к пятидневке. Оставляя за скобками, а скорее, и не зная, какой высокий смысл вкладывает министерство в понятие «обновленное содержание образования», родители поняли одно - укороченная рабочая неделя съест часть летних каникул у их детей. В столицах даже начали писать петиции против. Дескать, перегруженные в школе ученики не успеют восстановить потерянные силы, если не будут отдыхать полноценных три месяца. Хотя парадокс заключается в том, что глава государства, вникая в реформы образования, со своей стороны одобрял пятидневку, говоря именно о том, что «дети наши ужасно перегружены».

- Начнем с того, что пока это будет только в первых классах, - сказала «НГ» Байжанова, - мы уже посчитали, что у ребят освобождаются 33 субботы, в которых обычно по три урока. Так что учебный год для них удлинится всего на неделю - до 1 июня. Вряд ли это критично. Да и родители станут ближе к детям - придется подумать, чем, каким общением с ними заполнить выходной день.

В перспективе на пятидневку и на обновление содержания образования будет работать еще и оптимизация учебных программ программ, из которых, например, будут убирать дублирующие дисциплины, какие-то объединять. Какие именно, пока не известно, но Сагадиев все на том же отчете перед общественностью заявлял, что в старшей школе из 18-19 предметов останутся 14. Но не в этом году. 


Трехъязычие, робототехника

Высоты, на которые замахивается казахстанское образование, все круче. И одна из них - введение в курсы обычных школ преподавания предметов на трех языках - русском, казахском, английском. Это тоже будет не завтра. Только с сентября 2019 года, только в 10-м и 11-м классах и только физику, химию, биологию и информатику будут преподавать на английском.    

При этом в школах с казахским языком обучения математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском. Русский язык и литература, всемирная история - на русском языке независимо от языка обучения. В целом, по словам министра, похожее соотношение будет и в русскоязычных школах. В частности, везде, помимо казахского языка и литературы в старших классах, еще и история Казахстана будет преподаваться на казахском языке. Но это - с  2019 года в старшей школе.
Впрочем, Сагадиев отметил, что в целом языковые нагрузки вырастут и в среднем звене, чтобы дети были готовы к трехъязычию в старшей школе. Школам дадут возможность изучать предметы на трех языках и в основной школе, но только по мере того, как они будут к этому готовы.

А с 1 сентября 2017 года начнут менять методологию преподавания казахского языка.

Интересно, что в школьный образовательный курс в Казахстане в ближайшее время намерены ввести такую дисциплину, как робототехника. Причем всерьез. На недавнем совещании по вопросам образования заместитель акима области Марат ЖУНДУБАЕВ говорил о том, что на уровне городов и районов необходимо просчитать затраты на введение этой дисциплины. Она специалистами именуется «элективной», то есть по выбору, но все равно о ней говорят всерьез. 

На площадке «Озата»

И не только говорят. Перечень новаций в образовании любого человека со стороны настроит на скептический лад, а уж журналистов - тем паче. Мы забросали управление образования вопросами, а где под все это планов громадье найдутся кадры, хватит ли учителей английского, способных преподавать физику, не утопия ли вся эта робототехника и кому она вообще нужна? 

О том, как учат учителей, «НГ» рассказала руководитель Центра переподготовки преподавателей, который действует на базе Назарбаев интеллектуальной школы Елена ОНИЩЕНКО. Есть там вещи специфичные, понятные специалистам, но главное - переподготовка ведется постоянно, планово, причем учат не только каждого конкретного учителя, чтобы он повысил свой собственный профессиональный уровень, но и так называемых тренеров - педагогов, которые могут сами вести внутришкольную переподготовку. Мы отдельно задали вопрос, должны ли за обучение учителя платить из своего кармана? Получили ответ: нет, такое повышение квалификации финансово обеспечивает бюджет.

За ответами на остальные вопросы мы отправились в школу-интернат для одаренных детей «Озат». Здесь с 2007 года внедрено трехъязычие: биологию преподают на английском языке, с 2014 года - химию, с 2015-го - физику, история Казахстана ведется на казахском. В планах - ввести преподавание на других языках, немецком, корейском. В «Озате», отвечая на вопрос о реалистичности планов по трехъязычию, нам показали пример командного преподавания, когда на уроке вместе с учителем, скажем, биологии работает преподаватель английского. Польза в освоении тонкостей и языка, и основного предмета для всех участников процесса - и для ребят, и для учителей.

Два года как равноправный предмет в расписании школы присутствует та самая робототехника. «НГ» недавно писала о достижениях здесь «озатовцев». Но все-таки, что дает эта дисциплина учащимся?

- Она позволяет ребятам объединить знания и биологии, и физики, и химии, и навыки программирования, и элементарное умение работать не только головой, но и руками. Понимаете, создается целостный законченный образ того, зачем человек учится. Учится, чтобы творчески мыслить, и учится, чтобы уметь реализовывать свои изыскания, идеи, - объяснила директор школы-интерната «Озат» Асия СЫЗДЫКОВА.

В этой школе 80% учеников - из сельской местности. Приезжают с очень разным уровнем образования и того же владения иностранным языком, казахским. В «Озате» выявляют тип одаренности, а потом доказывают, что за три года можно не только развить уникальные способности ребенка, но и выровнять уровень владения общими дисциплинами. 

Есть слабые звенья      

Но «Озат», «Дарын», НИШ - «штучные» школы. Это пример, это лаборатории методические, опыт для трансляции. Следом идет вполне крепкое звено обычных школ, а вот ниже - особенность Костанайской области, большое количество школ малокомплектных. И что бы ни говорили о том, что их педагоги также повышают квалификацию, их тоже стараются оснащать современными средствами обучения, качество образования в них остается несравнимым с флагманами. Возможно в обозримом будущем ликвидировать этот разрыв и если да, то за счет чего? Министр образования говорит о том, что сельские школы рванут вперед за счет возможностей дистанционного компьютерного обучения. Но немыслимо, да и очень дорого оснастить классными компьютерами десятки и сотни маленьких школ.

- Да, есть такая проблема, не только в Костанайской области. В той же Северо-Казахстанской, - сказал «НГ» сенатор Серик Бектурганов, - кадры и вот эти школы - одно из слабых звеньев, пока не до конца учтенных министерством. Выход? Боюсь, не очень популярный - все-таки интернаты. Это реально позволит повысить качество образования на селе. Оснастить отличной компьютерной техникой и классными кадрами одну школу, имеющую интернат, - это реально. Поднять быстро до высот министерских планов малокомплектные школы - нет. А что касается непопулярности подобных решений, то работать надо с населением, объяснять такие вещи.

Ну и под занавес - о главном. О ЕНТ. Со следующего учебного года единое национальное тестирование как итоговая форма контроля из школ уйдет. Туда вернутся выпускные экзамены, а тестирование выпускников переместится в вузы, где ребята будут проходить его в ранге абитуриентов. Отношение, кстати, к этому в обществе разное. Тот же Бектурганов считает, что это шаг назад. Еще и потому, что обычной процедуре проверки знаний было придано какое-то ложное всеобъемлющее рейтинговое значение. Жаль, что именно на этом споткнулись.

Пока мы дали общий обзор заявленных новаций в образовании. Пожалуй, большая часть из них требует еще специальных разъяснений. Школа - это касается каждого. И хорошо бы лето было потрачено на то, чтобы родители школьников четко уяснили, что и как будет в новом учебном году.           

Прямая речь

Министр образования Ерлан САГАДИЕВ:

- Введение 12-летнего образования - не для того чтобы мы детей, которым по 18 лет, еще год держали в школе. А для того чтобы дети в 6 лет обязательно сели за парты. Для этого и разработан специальный 1-й класс, который адаптирован для шестилеток. Именно этот возраст наиболее важен для образования. Именно в этом возрасте появляется впервые заметное отставание, и деньги, которые мы экономим здесь, в 6 лет, потом мы вынуждены в 1-кратном размере тратить в старшей школе, вузе... 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА