Не бойся сказать «нет»!
Чиновники и представители отдельных СМИ предпочитают называть принудительную подписку помощью газетам, работающим по госзаказу.
Это выяснилось в ходе прошедших в среду в Костанае общественных слушаний по теме «Реализация печатных СМИ. Проблемы и пути решения». В первую очередь на встрече, проводимой общественным объединением «Союз налогоплательщиков Костанайской области» при активном участии Северо-Казахстанского правового медиа-центра речь шла именно о принудительной подписке.
Всем участникам слушаний вместе с пакетом документов раздали, в частности, факс отдела образования акимата Костаная, где от имени начальника отдела Калиева отдел «просит организовать подписку на печатные издания и довести до сведения... сотрудников приложение №1». В приложении бесхитростной цифирью разнарядок советского периода перечисляется, сколько газет и каких именно наименований должна выписать каждая школа и каждый детский сад Костаная.
Выступивший на слушаниях начальник отдела СМИ департамента внутренней политики Кайрат СЮНДИКОВ открыл присутствующим глаза на некоторые аспекты подписной кампании.
- Подписка - это важная государственная кампания, - заявил он. - И редакции обычнно используют весь возможный для их издания ресурс, как государственный, так и частный.
- В ответ присутствующие представители общественных объединений поинтересовались, вес ли издания получают поддержку «государственного ресурса», а если не все, то по какому принципу ресурс распределяется.
- Мы никому не отказываем, - таков был ответ.
Руководитель проекта «Разработка эффективных общественных механизмов для противодействия принудительной подписке» Анна ДУДИНА заметила, что по горячему телефону звонят люди, которых на раборте вынуждают подписаться на конкретное издание. Обычно это бюджетники или сотрудники крупных фирм, которые боятся называть свои фамилии.
Нет фамилий - нет проблемы, счел представитель департамента. А потом заявил, что газеты, выполняющие госзаказ, имеют право на поддержку государства.
Почему за счет граждан и нарушая закон о конкуренции? Ответа на этот вопрос получить не удалось.
Организаторы слушаний отметили, что главной своей задачей считают воспитание у людей гражданской позиции и развитие нормальной конкурентной среды на газетном рынке.
Присутствовавшие на слушаниях студенты и преподаватели привели примеры принудительной подписки и заполнили специальные анкеты, которые должны помочь определить, насколько часто костанайцев понуждают выписать то или иное издание.
Материалы номера