Закатаем большие деньги в асфальт

Галина ПЕТРЕНКО

Нынешней весной на уличных дорогах областного центра - форменный апокалипсис. И божба народная по этому поводу полетела на самый верх. Костанайцы написали петицию главе государства, собрав под ней около двух с половиной тысяч подписей.

Хочется верить, что не только это, но и просто разум и внимание к насущным проблемам города исполнительной власти стали причиной выделения из бюджета беспрецедентно большой суммы на ремонт костанайских дорог.

Костанаю - больше 30%

Причем сумма подросла буквально за пару дней. Если сначала в ответе на петицию костанайцев, подготовленном акиматом города, фигурировали 4,5 млрд тенге на все виды дорожных ремонтов, то в докладе на аппаратном совещании в облакимате 4 апреля аким Костаная Базыл ЖАКУПОВ назвал уже 7 млрд тенге. Такого еще не было.

Насколько это много, можно судить, не только сравнивая цифру с прежними расходами на те же цели в областном центре (смотрите инфографику), но и сопоставляя ее с расходами на все виды дорожных ремонтов в области на 2016 год - 18,9 млрд тенге. Костанай съест больше 30%. 

Жакупов сразу сказал, что критику местная исполнительная власть признает и принимает. При этом отметил и объективные причины. В их числе аномальные перепады температуры в зимние месяцы - одни декабрьские дожди чего стоят, повышенное относительно средних многолетних значений количество осадков. В числе других факторов - конечно, качество ремонтов, несвоевременная очистка дорог зимой.

Поправлять ситуацию городские власти намерены увеличением количества дорог, которые планируют отремонтировать - до 50 км, улучшением качества ремонтных работ и применением для этого относительно новых для города технологий дорожных работ. Так, на пяти улицах, где сейчас нет асфальтобетонного покрытия, проведут средний ремонт с применением метода ресайклинга, который предполагает стабилизацию грунта под дорожным покрытием.

Так будут отремонтированы участки следующих улиц: Тобольской - от улицы Павлова до Наримановской, улицы 8 Марта - от Кирпичной до Казахской, улицы Фролова - от проспекта Абая до улицы Тобольской, улицы Юный Боец - от Набережной до улицы Красный Кузнец, ул. Пионерской - от улицы Набережной до реки Тобол.

К слову, все остальные участки городских улиц, которые подвергнутся реконструкции, а также капитальному и среднему ремонтам, вы можете видеть на нашей схеме.

Ремонт с применением ресайклирования в Костанае намеревались проводить на гораздо большем количестве улиц, но поостереглись. Решили продолжать обкатывать метод все-таки на более ограниченной территории, пояснил 5 апреля на встрече с редакторами СМИ аким города. «НГ» снабдила своего редактора целым перечнем вопросов по теме, раздирающей душу и автомобилистов, и пешеходов. Все они были заданы. И на все Жакупов ответил.

Заказали концепцию

В Костанае в этом году и текущим ремонтом будет охвачено беспрецедентное количество дорожной площади

- Чтобы содержать в надлежащем состоянии уличную дорожную сеть в Костанае, необходимо охватывать ямочным ремонтом 100-120 000 кв. м.

Для сравнения: в 2011 году ямочный ремонт производился на 64 000 кв. м, в 2012 году было произведено 59 000 кв. м ямочного ремонта и заделка трещин на площади 15,7 тыс. погонных метров, в 2015 году - 41 000 кв. м ямочного ремонта и 12,8 тыс. погонных метров трещин. В этом году мы намерены в разы увеличить площадь ямочного ремонта. Акты осенних осмотров выявили потребность в таком ремонте на 86 300 кв. м уличных дорог. Но по состоянию на 1 апреля текущего года обследование специалистами технадзора показало, что в ямочном ремонте нуждаются еще 81 600 кв. м асфальтобетонного покрытия. Таким образом, ямочному ремонту будет подвергнуто 168 000 кв. м дорог. Из них 870 кв. м на 17 улицах находятся на гарантии и будут отремонтированы ТОО «Ван», «Аяз», «АБЗ плюс», «Арвис» за счет собственных средств.

Подрядчики на совещании в облакимате обещали уже акиму области, что со своими огрехами справятся быстро и полностью, пусть только погода установится.

Судя по цифрам охвата ямочным ремонтом и совокупности остальных, весна, лето и осень горожан на машинах ожидают веселые. Об этом редакторы акима города сразу и спросили.

Он ответил, что текущие ремонты подрядчики будут проводить упорядоченно, двигаясь от центра города к периферии, скажем так, радиально. Что касается более сложных ремонтов, то уже сейчас изменили очередность на самых загруженных улицах. Планировали, что первым начнут капитальный ремонт на проспекте Абая. Но решено, что сначала сделают средние ремонты участков по улицам Баймагамбетова (от Дощанова до Шевченко) и Тарана (от моста до железнодорожного вокзала). Для того чтобы вообще не блокировать движение по центру города.

Обещано также наладить оперативное информирование горожан с использованием интернет-ресурсов о закрытии тех или иных участков для движения - в первую очередь общественного транспорта.

В этом году, кстати, город заключил договор с проектно-изыскательным институтом ТОО «Казпромтранспроект» (Алматы) на создание концепции развития дорог Костаная до 2025 года.

Концепция должна помочь оптимизировать функционирование уже существующих уличных дорог, а также определить, где и как эффективнее всего прокладывать новые. Как сказал Жакупов, к 1 мая акимат рассчитывает получить от алматинцев рабочий проект, а к 1 июня - готовую концепцию. Она должна планировать в том числе возможные развязки, реконструкцию действующих перекрестков в условиях сильно возросшего автомобильного потока, обустройство подземных и наземных паркингов. Одна из идей, которую в этом контексте осмысляют сейчас, - организация одностороннего движения на участках проспекта Абая (от Хакимжановой до Амангельды) и параллельного на улице Баймагамбетова.

А идею оптимизации функционирования одного из самых загруженных костанайских перекрестков Баймагамбетова - Тарана предложила прокуратура области. Там необходима выделенная полоса для поворота вправо. Даже схему на совещании у акима области предоставили. Но вряд ли это возможно без реконструкции перекрестка, расширения дорожного полотна.

И о главном - о качестве

Прокуратура не была бы ею, если бы в стратегические и тактические планы по улучшению в Костанае дорожно-ремонтной обстановки не вставила свое веское и отрезвляющее слово.

Уже после того как на областном совещании городской голова поделился планами о приобретении в РФ малогабаритной дорожной техники, которая более маневренна, может чистить от снега и льда тротуары, не ломая бордюры, свое видение ситуации с ремонтами изложил прокурор Костанайской области Марат КАЙБЖАНОВ.

Концептуально оно сводилось к внятному выводу: сколько денег ни дай, если нет надлежащего контроля за их использованием на ремонтах, начиная с момента проектирования, - толку не будет. А контролировать не умеют. Или не хотят. Это касается не только Костаная.

В октябре 2015 года прокуратура провела проверку соблюдения законодательства при строительстве и ремонте автомобильных дорог. За 2014-2015 годы ремонту и реконструкции были подвергнуты 43 участка дорог местного значения. И практически на каждом выявлены нарушения. Подрядчики нарушают технологии, экономят на материалах.

В августе 2015 года ТОО «АБЗ плюс» восстановило асфальт после ремонта водовода на улице Баймагамбетова, уже через 2 месяца участок имел многочисленные просадки и трещины. Та же история с участком по улице Маяковского, который восстанавливало ТОО «Амид». Подобные нарушения во время прошлогодней проверки были выявлены на всех автодорогах области, находящихся на гарантии тех, кто их отремонтировал. То есть хорошо не отработал никто.

Как в этой ситуации поступает власть, то бишь заказчик?

- В 2013 году ТОО «СК Гермес 2011» провело средний ремонт участка дороги по улице Мауленова с гарантией до 2015 года. Ремонт был произведен с дефектами. Но вместо того чтобы понудить это ТОО исполнить гарантийные обязательства, отдел ЖКХ акимата Костаная заключил договор на устранение дефектов с другой организаций на 96 млн тенге. А в отношении ТОО «СК Гермес 2011» даже не был инициирован иск о понуждении либо взыскании суммы, - привел пример прокурор области.

Сегодня все в один голос говорят, что избыточные осадки способствуют разрушению дорожного покрытия, в том же Костанае не хватает ливневок. Однако и на улицах, где сейчас идет масштабная реконструкция, их не проектировали, а заказчик этого будто не замечал. Пример - улица Герцена, где ливневая канализация запроектирована только на отдельных участках.

По итогам октябрьской проверки прокуратура направляла в адрес уже нового акима области представление об устранении выявленных нарушений законности. Но, по словам Кайбжанова, ответ за подписью курирующего проблематику заместителя свидетельствует, что системных мер принято не было.

Ну и в продолжение темы вопрос: а есть ли силы, техника, кадры, чтобы в этом году качественно освоить 7 млрд тенге?

Аким города ответил журналистам, что в этом году на ремонтах будут задействованы и компании из других регионов, которые выиграют конкурсы. Объявлены они будут уже с 17 по 21 апреля.

Никуда не денешься и от уголовного контекста, который сегодня сопровождает все строительные начинания в Костанае, благодаря его прежнему руководству. Но пришла новая команда. И горожане вправе ждать от нее нормальных, честных подходов к делу.