В предчувствии дорожной анархии

Евгений ШИБАРШИН

Ухудшится ли безопасность от «самоподготовки» начинающих водителей?

В Казахстане с апреля 2016 года планировалось отменить обязательное обучение на водительских курсах для получения права управлять легковыми автомобилями. К обозначенному сроку официальное решение по этому поводу еще не созрело. Но, пока соответствующие изменения в законодательстве осмысливаются в недрах мажилиса, некоторые эксперты от данного «новаторства» чиновников МВД уже ждут ухудшения безопасности на дорогах. Насколько обоснованны эти опасения? 

Надежда на Интернет 

5 апреля в Интернете появилось сообщение: в результате ДТП в Шымкенте погиб ребенок и еще один пострадал. По данным ДВД Южно-Казахстанской области, водитель Mercedes Benz, 1992 года рождения, нарушил Правила дорожного движения и совершил наезд на малолетних детей, которые переходили дорогу по пешеходному переходу.

Примеры, когда пешеходов сбивают на переходах, а то и на тротуаре, достаточно и в Костанайской области. По полицейской статистике около 90% ДТП в Казахстане происходит по вине водителей.

В этих условиях в МВД озаботились, как бы облегчить процедуру получения водительских удостоверений. Новаторы из полицейского ведомства родили несколько законодательных инициатив, в числе которых и предоставление возможности сдавать экзамен без обучения на специальных курсах. Заместитель министра внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ на пресс-конференции 29 марта данную новацию объяснил просто:

- Раньше обучение проходили в частных автошколах. Сейчас у нас много литературы, в том числе и в Интернете. Вы можете Правила дорожного движения изучить дома, затем сдать тесты. Практическая часть - во всех спецЦОНах есть специальные автомобили, которые оборудованы видеокамерами и специальной компьютерной техникой, фиксирующей ваши нарушения. Если вы без нарушений прошли, то на категории «А» и «В» (мотоциклы и легковые автомобили - ред.) можете получить водительское удостоверение, не проходя обучение в специальных автошколах.

Идея о самоподготовке потенциальных обладателей водительского удостоверения в Казахстане однажды уже обретала правовую форму. Закон РК «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 года гласил, что «допускается самостоятельная подготовка граждан для получения удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ» (п. 5, ст. 15). Но проходит 8 лет и в сменившем его законе «О дорожном движении» мы читаем уже другую норму: «Для сдачи экзаменов и получения впервые водительского удостоверения необходимо пройти подготовку в учебных организациях по подготовке водителей транспортных средств» (п. 5 «Общего положения»).

Есть в названых документах еще один момент, который приобретает принципиальное значение. Дело в том, что для получения водительского удостоверения нужно сдавать два экзамена: теоретический и практический. Оказывается, по Правилам допуска лиц к экзаменам, утвержденным министром внутренних дел в 2010 году, практический экзамен проводился в два этапа. Вначале - на закрытой площадке (полигоне) и только после этого - в условиях реального дорожного движения. Но в аналогичном документе, принятом в 2014 году, практическая езда экзаменуется только на специально оборудованных автоматизированных полигонах.

Уловить эти тонкости гражданам, далеким от процесса подготовки водителей, сложновато. Поэтому кто-то из них вздохнет с облегчением: наконец-то, мы перестанем кормить бизнесменов, которые удачно пристроились к государственным структурам, призванным обеспечить безопасность на дорогах. Исходя из такого посыла, вполне логично подумать о «шкурном» интересе руководителей автошкол, которые в первую очередь подняли бучу вокруг проблемы «самообучения». 1 апреля они по этому поводу даже собрались на республиканскую конференцию, куда пригласили представителей МВД и мажилиса. В результате чего родилось обращение в адрес президента РК, мажилиса Парламента и МВД, в котором высказаны серьезные опасения по поводу последствий отмена обязательности обучения будущих водителей легковушек на специальных курсах. Аргументы против данного нововведения МВД выдвигаются достаточно серьезные, и отмахнуться от них было бы неправильно. 

Так коррупцию не изжить 

Свои доводы есть и у директора автошколы «Водитель АBC» Юрия КУЗНЕЦОВА, который участвовал в этой конференции как руководитель областного профессионального объединения «Костанайская ассоциация автошкол». Поскольку в качестве одного из мотивов введения «самоподготовки» МВД называет устранение в этой сфере коррупционных проявлений, он считает, что эта проблема так не решается.

- Представитель МВД на конференции нам сказал, что идея проводить все процедуры, связанные с выдачей водительских удостоверений, в специализированных ЦОНах возникла на основе опыта Грузии, - рассказал «НГ» директор автошколы «Водитель АВС». - Там для устранения коррупции в ГАИ все эти дела у них забрали и передали «гражданским». В Казахстане такие учреждения тоже создали. И действительно, решение многих вопросов для водителей облегчили. Но выдача водительских удостоверений по-прежнему осталась у полиции.

О «покупке» водительских удостоверений без экзаменов говорят много, иногда даже называют огромные суммы, которые зарабатываются на этом теневом бизнесе. Пока это только разговоры. Хотя никто из официальных лиц наличие таких фактов не опровергает. Вопрос в том, где условий для коррупции больше: в автошколах или в полиции? Юрий Кузнецов считает, что человек, желающий получить водительские права, не утруждая себя изучением Правил дорожного движения и других составляющих безопасности на дорогах, везде найдет лазейку. Этому могут потворствовать и в некоторых автошколах и отдельные люди в погонах. Но разрешением «самообразования» коррупцию не изжить.

- Если в коррупции виноваты автошколы, давайте примем закон, повышающий их ответственность за качество обучения, - предложил Кузнецов.

Кстати, в законе «О дорожном движении» уже предусмотрены различные санкции, применение которых в какой-то мере эту задачу решали бы. Например, за большое количество выпускников автошкол, которых на экзаменах отправят «на второй круг», школу могут исключить из реестра. Вот только никто не помнит таких случаев. То ли подготовка курсантов хорошая, то ли срабатывают какие-то другие причины, но пока эта норма законодательства мертва.

В Костанайской области сейчас работает 34 автошколы. Руководитель автошколы «МАИ-авто» Александр МИХЕЕВ считает, что эта конкуренция заставляет беспокоиться о качестве подготовки своих клиентов.

- Если у меня один раз из 20 человек экзамены сдадут всего 5, другой раз, то полиция может написать представление, и нашу автошколу исключат из реестра, - заявил Михеев. - Нам такая «слава» не нужна.

Но он признает, что так работают далеко не все. Не в восторге от качества работы некоторых автошкол и руководитель общественного объединения водителей «Общество содействия автомобилистам (ОСА)» Руслан ЛАЗУТА. Однако он считает, что МВД разрешает «самоподготовку» из-за бессилия в борьбе с коррупцией среди своих сотрудников, из-за отсутствия новых идей по улучшению безопасности на дорогах. Главная опасность в реализации идеи «самоподготовки», на его взгляд, заключается в том, что обучение «по Интернету» не даст нужных практических навыков начинающим водителям.

- Нас ждет анархия на дорогах, после чего МВД вынуждено будет вернуться к прежней системе, - сообщил в разговоре с корреспондентом «НГ» Руслан Лазута. - Но к этому времени часть автошкол закроется и некоторые «приближенные» люди воспользуются ситуацией для открытия в этой сфере прибыльного бизнеса. 

Без практиков не обойтись 

Руководители автошкол, естественно, тоже уверены: вводимая система отрицательно скажется на практической подготовке водителей.

- Кто должен учить «самообучающегося» вождению? - спрашивает Михеев. - Сейчас это делают опытные мастера, имеющие специальное разрешение. Они подходят индивидуально, учат разным тонкостям. Сможет ли это делать родственник или знакомый, на услуги которого рассчитывают в МВД? То же самое и с теорией. В автошколе, помимо ПДД, изучают еще и административные наказания, которые грозят за различные нарушения, и способы оказания медицинской помощи пострадавшим. Тут одного теоретического обучения недостаточно. Нужно, чтобы о них рассказал опытный практик.

- Можно, конечно, самостоятельно подготовиться и к экзамену по вождению на автоматизированном полигоне, но это далеко не городская улица, - добавил Кузнецов. - У нас сейчас около 80% обучающихся - женщины. Они вообще начинают с нуля. Кто их научит? Муж, который никогда обучением не занимался?

Все эти доводы, на мой взгляд, достаточно убедительны. К тому же и мировой опыт говорит, что с введением «самоподготовки» в Казахстане «погорячились». Я посмотрел публикации об условиях получения водительского удостоверения в Японии, Германии, Франции, Великобритании, Швеции и США. Везде требуется предварительное обучение специалистами.

Американцы, правда, немного демократичнее, но и там после сдачи теоретического экзамена выдаются условные права, по которым до экзамена по вождению разрешено ездить только с человеком, имеющим водительское удостоверение.

Юрий Кузнецов считает, что проблему поведения водителей на дороге нужно решать комплексно. Что касается качества работы автошкол, то многое могут сделать ассоциации автошкол, которые начали создаваться год назад. Законодательство дает им много прав для организации внешнего контроля их участников, ими только нужно активно пользоваться.