Получим «поколение идиотов»

 Отклик на «Средство от утечки мозгов». «НГ» № 10 от 10.03.2016 г.

Есть всего одно средство от утечки мозгов. И этим средством является высококачественная система образования, которую мы так и не смогли создать. После полета Гагарина в космос тогдашний президент США Джон Кеннеди сказал: «Борьбу за космос мы проиграли за школьной партой». Он имел в виду качество советского образования. И мы с обретением независимости это образование разрушили до основания. А что создали?

В 1991 году в стране функционировали 55 вузов. В первое десятилетие независимости в Казахстане активно развивался частный сектор в образовании. К 2001 году число вузов достигло 182. Рост числа вузов привел к существенным диспропорциям в количестве и качестве подготавливаемых специалистов. Прокурорская проверка, проведенная в 2014 году, показала, что деятельность негосударственных учебных заведений не отвечает предъявленным требованиям и стандартам образования и ориентирована главным образом на извлечение коммерческой выгоды.

Не все благополучно у нас и с педагогическими кадрами. Старые преподаватели уходят, а с новыми - беда. Не секрет, что нынешние педагоги проходят двойной отсев. Первый - в пединституты, как правило, поступают наименее подготовленные выпускники школ. Второй - наиболее успешные студенты, окончив вуз, не идут работать в школу. Как бы не получилось, что слово «педагог» приобретет свое первоначальное значение. Оно родом из Древней Греции и означает дословно «ведущий ребенка». Но называли так не учителя, а раба, который уводил ребенка в школу и приводил обратно. Обычно в педагоги выбирали рабов, непригодных ни для какой другой работы.

Не надо забывать и о том, что одну из основных ролей в формировании «мозгов» играет средняя школа. Тут тоже не все гладко. В министерстве образования и науки не прекращаются эксперименты. Например, недавно ушедший министр предложил наполнить новым содержанием предмет «Познание мира». Интересно, в «Познание мира» (по господину Серинжипову) войдут такие необходимые сегодня понятия, как например, умение выживать в условиях падения курса тенге или воспитание чувства доверия к правительству и Национальному банку? Без таких штук познание мира практически бесполезно. Или с приходом нового министра все будет по-другому? Он ведь уже зациклился на изучении языков.

Есть еще одна проблема. По данным политолога Адиля Нурмакова, в каждой четвертой школе Казахстана нет спортзала. Более половины всех школ в стране не имеют туалетов внутри помещения, а каждая пятая школа использует привозную воду. Зато около пятой части из общих расходов бюджета на образование занимает финансирование интеллектуальных школ и университета имени первого президента.

В последнее время начали появляться высказывания о том, что в оболванивании учащейся молодежи немалую роль играет всезнающий Интернет. Там без труда можно найти контрольные, курсовые и дипломные работы по любой теме. Как ни странно, преподаватели на это внимания не обращают. А раз так, то зачем мыслить и копаться в первоисточниках?

Не зря показатель книг в расчете на душу населения у нас снижается: 0,91 - 2005 год; 0,79 - 2014 год. Видимо, прав был Альберт Эйнштейн, когда сказал: «Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов». Похоже, что мы уже на этом пути.

Николай ВОРОНИН,
Костанай