Учительство красное и не очень
Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист облгосархива
31 августа 1919 года Военно-революционный комитет приступил к формированию гражданской власти, в том числе и отдела народного образования в Кустанае. Работать отдел начал с 4 сентября того же года с подотделами: школьным, внешкольным и дошкольным. Ликвидация неграмотности, создание сети общеобразовательных школ, политико-просветительская работа через клубы, библиотеки, музеи в духе «единой трудовой школы» - вот задачи, которые ставились перед вновь созданной структурой.
Для тех, кто краснее
9 октября 1919 г. в Кустанайском уезде состоялось 1-е организационное собрание красного учительства, на котором была заслушена программа Коммунистической партии по отделу народного образования. Программу зачитывали, обсуждали и принимали с поправками по каждому пункту. Избрали президиум из пяти человек: Никифорова, Кучевасова, Воронина, Россева, Гольмана.
К этому времени отдел народного образования особо активно себя не проявил за неимением инструкций, декретов и учебников. Созданные подотделы только начинали развертывать свою деятельность. Во всем уезде и в самом Кустанае ощущался большой недостаток в учителях. В городе были собраны сведения о детях в возрасте от 6 до 17 лет, приняты на учет имеющиеся кустарные мастерские. Среди учительства читались лекции о единой трудовой школе, а также по сельскому хозяйству. Заведующим отделом народного образования утвержден Ильин, школьным подотделом Ивлев, внешкольным - Воронин, дошкольным - Федоров. Чтобы ознакомиться с постановкой народного образования в столице, в Москву командировали представителей отдела.
Буквально на следующий день педагоги собрались вновь. Это совещание было заметно более политизированным. Присутствовало 28 человек так называемого красного учительства (специально подготовленные педагоги с подходящим происхождением) и 50 специалистов. Первым рассматривали вопрос о ядре красного учительства и производственном союзе работников народного образования. Причем поступило предложение обсуждение: вопросов позволить только красному учительству и при закрытых дверях, мотивируя тем, что некоторые вопросы носят чисто партийный характер и при их обсуждении могут быть задеты интересы учителей-специалистов. Проголосовав 15-ю голосами за закрытое заседание, при 6-ти голосах «против» и 7-ми воздержавшихся, ядро красного учительства приступило к выработке резолюции за закрытими дверями. Учителя-специалисты демонстративно покинули зал.
О животрепещущем...
На собрании единогласно принята резолюция: приветствовать рабоче-крестьянскую власть, как представительницу того народа, для просвещения которого учительство отдает все свои силы, знания. Красное учительство объявило беспощадную борьбу капиталу наравне со всем пролетариатом.
Что характерно, на заседании, наряду с вопросами мировой революции, не менее напряженно обсуждался и квартирный вопрос. Постановили с учителей, «пользующихся квартирой в натуре», делать вычет стоимости этой квартиры по расценкам жилищной комиссии, причем цены на отопление и освещение приняты рыночные.
Вопрос о жаловании вызвал продолжительные дебаты. 19-ю голосами против 10 решили придерживаться старых ставок - 1600 рублей учителю начального училища + 300 рублей за заведывание училищем. Задачей ядра красного учительства являлось «всецельное направление идейной стороны производственного союза по народному просвещению».
По вопросу о расширении ядра красного учительства было отмечено, что многие из учителей-специалистов, не вошедших в ядро, остаются пассивными. Для привлечения их в семью советских работников требуется разрешить доступ на собрания, «если там не разрешаются вопросы чисто партийного характера».
Каждый из учителей-специалистов, желающих вступить в ядро красного учительства, подавал заявление в президиум союза, имея при том рекомендации двух членов. Президиум представлял заявление на утверждение общего собрания.
Собственно о педагогике
В своей работе красное учительство руководствовалось новой методикой, согласно которой учитель при работе с детьми в школе должен теоретические сведения пояснять на практике.
При выборе статей для чтения учитель исключал восхваление религии и царизма, а подбирал те, которые были ближе к жизни трудового народа. При решении задач исключались те, которые касались торгово-спекулятивного мира и деятельности кулаков. При встрече с такими задачами учитель раскрывал вред спекуляции и кулачества, воспитывая учеников в духе единой трудовой школы. Вне школы учитель должен был приложить все силы, умения и знания к просвещению крестьян, устраивая чтения, беседы для пропаганды идеи единой трудовой школы и идей коммунизма.
Красное учительство целиком приняло идеологическое направление коммунистической партии по отделу народного образования, приняв 11 пунктов программы трудовой школы почти без поправок.
Другие
Отколовшаяся от красного учительства часть учителей-специалистов протестовала против слов «коммуна», «коммунизм» и предлагала заменить их словом «труд», «общественная работа». Они желали оставаться просто специалистами, внепартийными работниками и вынесли свою резолюцию: «Отколовшееся учительство, оставаясь просто специалистами, признает принцип единой трудовой школы, изменяя §3, 5 и 11 программы компартии по народному образованию, и просит освободить их от внесения партийности и политики в дела школы».
В духе того времени в президиум красного учительства подавали заявления с просьбой принять в его ряды. И помыслы на собраниях обсуждались и принимались самые благие: о создании в Кустанае школы прикладных искусств, об организации хора, о разучивании интернационала, о вечеринках учительства (для сближения учительства и для демонстрации литературных памятников пролетарского искусства), об организации Дома красного учительства.
Материалы номера