Шарапова дороже Бэкхема
На чём зарабатывают деньги звезды спорта
Не секрет, что спортсмены - не самые бедные люди в мире. Многие из них, особенно те, кто подпадает под определение «звезда», - даже наоборот. Тем более что они уже давно стремятся зарабатывать не только чистым спортом, но и другими доступными способами. Впрочем, основополагающим фактором успешности этого «побочного бизнеса» являются имя и популярность спортсмена. Как и в моде, здесь важна марка.
dni.ru
Самый распространенный вид неспортивного заработка у спортсменов - разумеется, реклама. Правда, эта идея, несмотря на её простоту, пришла им в голову не так давно, как может показаться. Дело в том, что её реализация стала возможной благодаря наступлению эры телевидения, хотя в газетах и журналах спортсмены открыто или скрыто «продвигали» товары, начиная с 1909 года. И всё же по большому счету все закрутилось со знаменитого американского баскетболиста Майкла Джордана, чей пик популярности пришелся на 80-е - 90-е годы. Представители фирмы по производству спортивной обуви и одежды «Найк» в 1984-м году смекнули, что модель кроссовок, в которой играет Джордан, продается в разы лучше, чем остальные.
Сегодня король рекламного мира - англичанин Дэвид Бэкхем. Деньги, которые футболист получает от производителей различных товаров, в пять раз больше тех, которые он зарабатывает своей профессиональной деятельностью. Экс-капитан сборной Англии имеет контракты с фирмами, занимающимися изготовлением косметики, бытовой техники, одежды и продуктов питания.
Реклама - двигатель спорта
В последнее время всё чаще на мировом рынке рекламы можно видеть и российских атлетов. Больше других в этом вопросе преуспела, конечно, Мария Шарапова. Маша уже выиграла немало престижных турниров, притом, что ей только в следующем году исполнится 20 лет. Но спортивные гонорары - лишь часть её более чем нескромного бюджета. За честь сделать Шарапову лицом своего товара борются гранды мирового бизнеса. Свой первый рекламный контракт спортсменка заключила два с половиной года назад с производителем ноутбуков La Vie. Сегодня бывшая сибирячка уже не представляет свою жизнь без техники Canon, часов TAG Heuer, телефонов Motorola, а также одежды и аксессуаров от Louis Vuitton. За участие в рекламных проектах она получает около $20 млн.
Российские спортсмены влились в богатый мир рекламы и стали снимать его сливки гораздо позже зарубежных коллег - в середине 90-х. Первые рекламные контракты были заключены с красавицей-гимнасткой Алиной Кабаевой и штангистом Алексеем Петровым. На них сделала ставку компания Samsung. По сравнению с теми суммами, которые сегодня получают спортсмены за разрешение использовать свое лицо и имя на ТВ или на уличных плакатах, это были сущие «копейки» - каждый получил примерно по $15 тыс. На первых порах дело доходило и до скандалов. Например, известный футболист Александр Мостовой заключил в своё время персональный контракт с фирмой Pepsi, несмотря на то, что сборная России, за которую он выступал, уже была связана обязательствами с ее «вечным» конкурентом - Coca-Cola. Представителям РФС пришлось «внутрисемейно» решать конфликт, дабы он не перерос в нечто глобальное.
В последние годы список товаров, рекламируемых спортсменами, стал довольно велик. Примерно он выглядит так: компьютеры - Каспаров; сотовая связь - Аленичев, Дементьева, Мыскина, Душевина, Аршавин; карамель на палочке - Плющенко; часы - Мыскина, Буре, Крамник; обувь - Аршавин, Алдонин; сок - Мыскина; чай - Плющенко; дезодорант - Бережная, Шарапова; презервативы - Сихарулидзе. И это ещё не всё. Не исключено, что через несколько лет мы уже будем составлять списки тех спортсменов, которые не задействованы в рекламе.
Зидана и Матерацци - в серию «ЖЗЛ»
Зарабатывают спортсмены и иным способом - литературным. Благо, богатая на события биография позволяет. Впрочем, опять же дело не столько в биографии, сколько в имени. Обычно спортсмен пишет мемуары (чаще он их кому-то надиктовывает) или о нем кто-то ваяет книгу-биографию, когда прожита уже большая часть жизни. В популярной серии «Жизнь замечательных людей» вышло немало жизнеописаний прославленных спортсменов - таких, как Лев Яшин, Николай Старостин, Валерий Харламов, Валерий Лобановский, Валерий Брумель... Несколько книг вышло у Валерия Газзаева. Даже нападающий футбольного «Зенита» Александр Кержаков успел выпустить «фолиант» под названием «До 16 и старше» (и написал он его в 19 лет!). Несмотря на молодость автора, произведение не осталось без внимания. Юные поклонницы питерской команды скупали его в книжных магазинах пачками, так как в нём, помимо исчерпывающей информации о футболисте, было множество фотографий кумира. Правда, Александр почему-то не любит говорить о своем первом и пока единственном литературном опыте.
Некоторые спортсмены предпочитают рассказывать людям не о себе, а о том, каким образом можно улучшить фигуру и самочувствие. Подобные книги уже изданы под авторством Ирины Чащиной, братьев Кличко и Константина Цзю. Последний также выпустил на DVD сборник своих упражнений. Хотя дальше всех в литературе пошел всё-таки другой спортсмен. Недавно увидел свет опус итальянского футболиста Марко Матерацци под названием «Что я на самом деле сказал Зидану». Загадка - как защитник умудрился расписать на целую книгу фразу из нескольких слов, сказанных капитану сборной Франции в скандально знаменитом эпизоде финала ЧМ?!
Деловые люди
Многие спортсмены (особенно современные) ещё в самом расцвете своей карьеры начинают задумываться о том, чем будут зарабатывать на жизнь после большого спорта. А иные не просто задумываются. Кто-то, получив большие деньги, предпочитает их сразу потратить, а другие, напротив, вкладывают в бизнес. Сейчас у большинства российских спортсменов более-менее высокого уровня, помимо профессиональной деятельности, есть «свое дело». Причём в большинстве случаев оно тщательно скрывается от общественности. Скажем, вышеупомянутый Кержаков владеет двумя кафе в родном Санкт-Петербурге. Его одноклубник Аршавин «работает» в текстильной сфере. Но чаще спортивные знаменитости всё-таки вкладывают средства в фитнес-центры (или салоны красоты), магазины и рестораны. Кстати, серьезными «воротилами бизнеса» в нашем футбольном мире слывут известные тренеры Семин и Газзаев. Говорят, их интересы простираются даже на заграницу.
Самые богатые российские спортсмены 2006 года (версия журнала «Финанс»)
Спортсмен Доход в 2006 году Возраст Вид спорта
1 Мария Шарапова $23 млн. 19 лет теннис
2 Андрей Кириленко $12,3 млн. 25 лет баскетбол
3 Алексей Яшин $7,6 млн. 33 года хоккей
4 Николай Хабибулин $6,8 млн. 33 года хоккей
5 Сергей Федоров $6,1 млн. 36 лет хоккей
6 Илья Ковальчук $5 млн. 23 года хоккей
7 Евгений Набоков $5 млн. 31 год хоккей
8 Сергей Гончар $4,5 млн. 32 года хоккей
9 Алексей Ковалев $4,5 млн. 33 года хоккей
10 Алексей Жамнов $4,1 млн. 36 лет хоккей
Самые богатые спортсмены мира (по версии журнала «Спортс Иллюстрейтед», данные опубликованы в сентябре 2006 года)
Спортсмен Доход в 2006 году Страна Вид спорта
1 Тайгер Вудс $86, 4 млн. США гольф
2 Михаэль Шумахер $80 млн. Германия автогонки
3 Фил Микельсон $45,9 млн. США гольф
4 Шакил О'Нил $34 млн. США баскетбол
5 Коби Брайант $33,7 млн. США баскетбол
6 Карсон Палмер $31,6 млн. США американский футбол
7 Валентино Росси $30 млн. Италия мотогонки
8 Роналдинью $29,1 млн. Бразилия футбол
9 Мария Шарапова $25,4 млн. Россия теннис
10 Дэвид Бэкхем $23 млн. Англия футбол
Материалы номера