Новые возможности или очередная кампания?
Евгений ШИБАРШИН
О подводных камнях массовой продажи госпредприятий
30 декабря Правительство РК утвердило перечень предприятий различных форм государственной собственности, которые в 2016-2020 годах запланировано передать в конкурентную среду.
В этом списке оказались 783 объекта, в том числе - 24 организации коммунальной собственности на территории Костанайской области. Будет ли от этой широкомасштабной реформы положительный эффект?
У частника будут преимущества
Вопрос об эффективности задуманных преобразований не праздный. Очередная волна приватизации властями подается как упреждающая мера, призванная смягчить негативные последствия мирового экономического кризиса. Отсюда и желание разобраться: получим ли мы ожидаемый результат или все обернется очередной кампанией, которая лишь прикрывает неспособность исполнительной власти решать серьезные проблемы.
Что касается сомнений, они возникли не на пустом месте. Предшествующий опыт массовых приватизаций в Казахстане показал, что «на выходе» мы получали далеко не ту модель, которую обещали обществу организаторы этих акций. Речь идет прежде всего о купонной приватизации, которая должна была сформировать «народный капитализм». Под этой дымовой завесой мы получили «дикий капитализм», который породил настолько огромную пропасть между бедными и богатыми, что еще неизвестно, чем все кончится. Впоследствии предпринимались другие попытки родить массового собственника (в частности, продажа акций в рамках программы «народное IPO»), однако ощутимого эффекта пока нет.
На этот раз тоже заявлено, что граждане могут купить на фондовой бирже акции 7 крупных предприятий. В списке предложенных объектов: АО «Национальная компания «КазМунайГаз», АО «Казахстан темир жолы», ТОО «Казцинк» и др. Однако Нурсултан Назарбаев, говоря о приватизации в своем очередном Послании, тему IPO затронул лишь вскользь. Основной упор в антикризисных мерах глава государства сделал на необходимость развития экономической конкуренции, чему, по его оценке, мешает засилье государственного сектора. Отсюда вывод - госпредприятия нужно передать в конкурентную среду. Плюс ко всему - от их продажи государство получит в бюджет дополнительные доходы.
Процесс этот начался 2 года назад. В Костанайской области, например, за 2014-2015 годы в конкурентную среду должно быть передано 26 предприятий. Продано 17. Как сообщила «НГ» руководитель управления финансов акимата Костанайской области Сауле АЙМУХАМБЕТОВА, областная казна с этой продажи получила 110 млн тенге. Правда, большую долю приватизированных объектов составили местные средства массовой информации.
Как приватизация сказалась на их финансовом положении?
- У этих газет устойчивый доход от госзаказа, поэтому их финансовое состояние стабильное, - считает Сауле Аймухамбетова. - Теперь они получили возможность для развития с помощью частных инвесторов, купивших долю в уставном капитале.
Сложнее с предприятиями, предоставляющими другие виды услуг. Не нашлись еще покупатели для ТОО «Тазалык-2012», которое в областном центре занимается сбором и вывозом твердых бытовых отходов. Предприятие не убыточное, но торги объявлялись уже несколько раз, и никто пока интереса к покупке не проявил. Правда, до последнего времени акимат Костаная, имея в уставном капитале этого ТОО 100%, предлагал для продажи лишь 75%.
Руководитель финотдела акимата Костаная Раиса АЙТКУЖИНОВА сообщила «НГ», что сейчас принято решение продать все 100% и после перерасчета стоимости этого объекта его опять выставят на торги.
- В январе 2014 года первоначальная стоимость составляла 398 млн тенге, - пояснила Айткужинова, - но за это время шел износ, были амортизационные отчисления, поэтому вполне возможно, что сейчас цена будет меньше.
Директор ТОО «Тазалык-2012» Александр КУШНИР считает, что продажа 100% государственной доли позволит работать предприятию без многих ограничений, которые сегодня мешают.
- Сейчас, например, покупку запасных частей для своей техники мы должны делать через госзаказ, - пояснил Кушнир. - Если предприятие будет частное, оно само будет решать, где покупать и по какой цене.
Подобная форма экономической свободы действительно дает много преимуществ организациям, находящимся сейчас в государственной собственности. В этом уже убедилось руководство ТОО «Стикс-2012». Это предприятие предоставляет ритуальные услуги, и поскольку их относят к социальной сфере, то 100% уставного капитала принадлежало акимату Костаная. В результате из-за управленческой неуклюжести, которая сопровождает госуправление, частные конкуренты «Стикса» так потеснили его на рынке ритуальных услуг, что у него осталось 25% от всего объема.
Однако после полной продажи этого ТОО частной компании ситуация изменилась.
- Мы получили возможность самостоятельно закупать свои расходные материалы, ввели льготы, снизили плату за свои услуги и сегодня у нас половина рынка, - сообщил «НГ» директор ТОО «Стикс-2012» Касымхан ЖУМАТОВ. - К тому же мы вынудили наших конкурентов тоже снизить цены на свои услуги.
Формы передачи госпредприятий в конкурентную среду / Рис. Алексея МАЦАРИНА
Практика сложнее теории
То, что конкуренция дает именно такие результаты, вполне ожидаемо. Но есть у экономического соперничества и другая сторона. Колебание спроса и предложения на рынке заставляет бизнес искать новые ниши. Вплоть до отказа от своего основного вида деятельности. Если говорить об учреждениях муниципальной собственности, то их основная часть занимается услугами в социальной сфере или ЖКХ. Их доходы напрямую зависят от платежеспособности населения. Не приведет ли это к тому, что частники, работающие в этом секторе, окажутся без прибыли, а то и на компенсацию затрат не хватит?
Не секрет, что некоторые учреждения, включенные в список для передачи в конкурентную среду, уже сейчас на государственной дотации. В частности, Бассейн акимата Костаная (известный как аквапарк) и Дворец спорта акимата Костаная (Ледовый дворец). В таком случае они будут искать другой вид деятельности, а население окажется без важных услуг. Тот же Ледовый дворец рискует превратиться в заурядный базар.
Руководитель управления финансов облакимата Сауле Аймухамбетова заверила, что передача госпредприятий в конкурентную среду производится при условии сохранения профильной деятельности. Для соблюдения этого правила каждый год должна проводиться постприватизационная проверка.
- Что касается предприятий, которые занимаются тепло-водоснабжением, то их приватизация не предусмотрена, - сказала Аймухамбетова. - Эта деятельность вошла в недавно утвержденный правительством перечень видов деятельности, который предусмотрен на юридических лиц, доля государства в уставном капитале которых превышает 50%.
Но, кроме приватизации, есть и другие способы перевода госпредприятий в конкурентную среду. Например, ГКП «Костанай-Су», занимающееся водоснабжением и содержанием сети канализации в Костанае, запланировано передать частной компании в доверительное управление. Оно на 100% остается государственным, сохраняются его главные обязательства перед потребителями, тариф на услуги по-прежнему будет регулироваться уполномоченными госорганом, но ему разрешат другие непрофильные виды деятельности. Сейчас в этой части «Костанай-Су» может выполнять не более 5% работ от общего объема.
Получается, что частная компания, взяв в управление это предприятие, вольно зарабатывать себе прибыль (а иначе - зачем вкладывать в него свои деньги?) будет только через расширение видов услуг. Насколько это реально?
И. о. директора «Костанай-Су» Игорь КИСЕЛЕВ считает: теоретически это возможно, но практически у предприятия сейчас такого потенциала нет.
- Можно, конечно, отдавать свою технику в аренду, заниматься бутилированием питьевой воды, но у нас сейчас загрузка основной деятельностью под самую крышу, - добавил Киселев. - Даже в те самые разрешенные 5% непрофильной деятельности мы включаем дополнительные работы, которые нам разрешены. К тому же объемы основной деятельности в финансовом отношении настолько велики, что возможные доходы от дополнительных услуг будут слишком малы.
Председатель научно-технического совета Костанайского госуниверситета, доктор экономических наук Сансызбай ЖИЕНТАЕВ вообще скептически относится к возможностям этого метода.
- Скажите, зачем предпринимателю для получения прибыли от услуг обязательно брать в доверительное управление государственное предприятие? - задался вопросом экономист. - Он лучше вложит деньги в какой-то заводик и будет работать независимо.
Жиентаев считает, что такие сферы, как ЖКХ, сельское хозяйство, не могут существовать без господдержки.
- Конкуренция там возможна, но частники туда из-за низкой прибыльности не пойдут, - констатировал Жиентаев. - Тем более что Казахстан вошел в различные экономические союзы, позволяющие свободно перетекать капиталам. В этих условиях предприниматели могут вкладывать деньги в эти объекты, если нет возможности использовать их иначе.
Последний вариант, по мнению костанайского экономиста, больше подходит в другом методе, который сейчас предложило правительство, - переходу к государственно-частному партнерству. Он также подразумевает сохранение за учреждением государственной собственности, но частному дольщику государство гарантирует постоянный госзаказ на его услуги, а также возможность вернуть деньги, которые частник вложит в создание нового имущества этого предприятия. При условии, что имущество останется в государственной собственности.
Сауле Аймухамбетова считает, что этот метод особенно подходит для детских образовательных учреждений, имеющих статус казенных государственных.
- Предприниматель может построить в детском саду еще один спальный корпус, от его использования получать доходы, а государство не только поддержит его постоянным госзаказом, но в течение определенного срока вернет ему понесенные затраты, - привела пример Аймухамбетова.
В ожидании экономической гильотины
Опыт приватизации 2014-го и 2015 года показал, что на местном уровне процесс идет непросто. Те же бассейн и Ледовый дворец в их сегодняшнем финансовом состоянии практически непродаваемы. По словам Аймухамбетовой, вполне возможно, их передадут в доверительное управление.
Та же ситуация и с КГКП «Региональный учебно-методический центр дополнительного образования детей», расположенным в Костанае, здание которого находится в самом центре города. Его могут перевести на принципы государственно-частного партнерства. С продажей уставного капитала футбольного клуба «Тобол», равно как и баскетбольного клуба, тоже многое не ясно.
И хотя у приватизации объектов муниципальной собственности есть свои особенности, но они не такие финансово емкие, как те, что находятся в республиканской собственности. Среди них и АО «Международный аэропорт «Костанай».
В какой форме будет проходить его приватизация, пока никто не знает. Навряд ли кто-то вспомнит, что однажды аэропорт уже был частным. В 90-е годы после развала прежней национальной авиакомпании костанайский аэровокзальный комплекс за долги был отдан одной из местных частных фирм. В конечном счете его вернули государству. Вот только его реконструкцию из года в год откладывали, и теперь, похоже, через приватизацию хотят найти инвестора, который вложил бы в ремонт миллиарды тенге. Но как их потом вернуть, если воздушное сообщение на внутренних авиалиниях не развивается, равно как и связь с зарубежными аэропортами?
Например, уже несколько месяцев как отменили рейсы из Костаная в Москву и до сих пор не могут их восстановить. В аэропорту говорят, что этот вопрос решается на межгосударственном уровне. Пойдет ли частный инвестор на вложение денег при таких условиях? Сомневаюсь.
Хотя недавно «Казинформ» сообщил, что китайская компания China Railway Airport Construction Group Co. Ltd. проявила заинтересованность в развитии инфраструктуры аэропортов в казахстанских областных центрах в рамках сопряжения программы «Нурлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути». Об этом заявил руководитель департамента международных проектов этой компании на встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в КНР. Но это лишь намерения. Одна надежда, что китайцы традиционно смотрят в далекий завтрашний день и готовы пойти на долгий срок возврата денег, вложенных в реконструкцию аэропорта.
Но вот незадача - это ведь аэродром. Надо ли говорить о его военном значении? При его продаже, наверное, можно будет проверить: деньги частные, или это скрытые вложения из бюджета Министерства обороны КНР с очень понятными целями.
В Правительстве Казахстана, наверное, понимают возможные негативные последствия от такой приватизации. Равно как и то, что кто бы и как бы ни развивал инфраструктуру аэропортов в Казахстане, интенсивность их работы, приносящая доходы, зависит не от будущих частных хозяев аэровокзальных комплексов, а от целого комплекса мер, за решение которого частник в Казахстане никогда не возьмется.
Тогда мы придем к другому результату. Дело в том, что в 2016 году ввели новые правила приватизации. Первые торги проводятся по английскому методу - на повышение цены объекта. Если покупатель не нашелся, вторые торги проводятся по голландскому методу - на снижение цены. Третьи - по тому же принципу. Если госпредприятие с трех раз никто не купил, проводится процедура его ликвидации.
Навряд ли у экономической гильотины будет много работ. Кто-то, не дожидаясь этой процедуры, перелицует предприятие под другое название, кто-то с кем-то объединится, возможно, найдутся и такие, кто рискнет и вложит деньги в новое дело. Но поскольку общий экономический ландшафт в Казахстане определяется другими, более глубокими факторами, то очередная приватизация, скорее, лишь провозгласит новые возможности. А вот реализовать их будет неизмеримо сложнее.
Название организации |
Доля государства, выставленная на приватизацию (%) |
Срок приватизации (год) |
ТОО «Центр молодежных инициатив» |
100 |
2016 |
ТОО «Футбольный клуб «Тобол» |
50 |
2016 |
ТОО «Баскетбольный клуб «Тобол» |
100 |
2016 |
ТОО «Редакция газеты «Костанай таны» |
50 |
2016 |
ТОО «Тазалык-2012» |
100 |
2016 |
ТОО «Жаркол» |
51 |
2016 |
ТОО «Аркалыкская продовольственная корпорация» |
100 |
2016 |
ТОО «Горизонт-2012» |
51 |
2016 |
ТОО «Арка дидары» |
100 |
2016 |
ТОО «Iскер - Аркалык» |
50 |
2016 |
ТОО «Тазарту - Аркалык» |
75 |
2016 |
ТОО «Общежитие» |
100 |
2016 |
КГКП «Костанайский областной центр проблем формирования здорового образа жизни» |
|
2017 |
КГКП «Региональный учебно-методический центр дополнительного образования детей» |
|
2018 |
ГККП «Дворец спорта акимата Костаная» |
|
2020 |
ГККП «Бассейн акимата Костаная» |
|
2020 |
Материалы номера