Смогут ли казахстанцы стать единой нацией?

Евгений ШИБАРШИН

Для обсуждения проблемы «НГ» пригласила костанайских ученых-обществоведов. За круглым столом встретились доктор исторических наук, профессор Костанайского госуниверситета Айдар АЙТМУХАМБЕТОВ, доктор исторических наук, секретарь ЦК КНПК Дмитрий ЛЕГКИЙ и кандидат философских наук, профессор Костанайского социально-технического университета Рида ЗЕКРИСТ.

Гражданская идентичность в кризисе

- Нурсултан Назарбаев в статье «План нации - путь к казахстанской мечте» написал: «Наш путь - это путь единства и последовательного формирования нации на основе гражданской идентичности». Получается, что независимому Казахстану уже почти 25 лет, выросло новое поколение, а граждане до сих пор не идентифицировали себя со своей страной, и мы продолжаем быть не нацией, а всего лишь статистическим населением?

Рида Зекрист: - Действительно, у нас есть кризис идентичности. Говорить об его истоках невозможно без понимания всех составляющих идентичности. Во-первых, идентичность определяется через соотношение человека с самим собой; во-вторых, через соотношение человека как субъекта с другим человеком; в третьих, через принадлежность субъекта к некоему целому (группе, партии, этносу и т. п.). У человека все его идентичности выстроены по иерархии: одни - более значимые, другие - менее, но каждая имеет свою ценность.

Крушение Советского Союза и выбор постсоветскими государствами принципиально нового вектора эволюции многих людей привело к кризису идентичности. Произошло не только расслоение масс на сверхбедных и сверхбогатых, но обнаружились коллизии и в сфере этнонациональных отношений. СССР позиционировал себя как многонациональное государство, миграционные процессы тогда специально не регламентировались, поэтому в республиках проживали люди разных национальностей. Но с возникновением новых государств там выделился так называемый титульный этнос, вокруг которого должны были объединяться другие. Отдельные индивидуумы, не принадлежащие к титульному этносу, стали остро ощущать необходимость идентичности со своим этносом. Так этнонациональная идентичность вышла на первый план, оттеснив другие - более значимые. Процесс глобализации и особенно тенденция глобализма обострили этот кризис.

Айдар Айтмухамбетов: - В Казахстане в течение определенного исторического времени сложилась такая этническая мозаика, что в первую очередь встала проблема межэтнической интеграции. Можно констатировать факт, что соответствующее движение всех этносов уже произошло. Но что обеспечило факторы этого движения? Первое - историческая память, сформированная под воздействием грандиозных событий, которые сплотили этносы, проживающие на территории Казахстана. В частности, Великая Отечественная война. В 30-е годы в Казахстане прошел голодомор, значительная часть казахского этноса погибла. Казалось бы, после этого часть казахского населения должна враждебно воспринимать тот политический режим, но в годы Великой Отечественной эти казахи защищали свое Отечество. Стоял вопрос не о политическом режиме, а о территории, на которой проживали казахи и которую они защищали.

Следующий фактор - схожесть менталитета наиболее крупных этносов, проживающих в Казахстане. Антропологически этносы разные, есть различия в языках, в культуре, но ментальность схожая. Огромная территория, дисперсность населения, общие исторические события - все это накладывало отпечаток на психологию поведения этносов и влияло на их сближение.

Теперь встал вопрос о дальнейшем движении. Не зря президент говорит о необходимости верховенства закона. В таком случае класс собственников, заинтересованный в сохранении созданных им производственных сфер, начинает оказывать общественное давление на административные структуры. Так зарождается гражданское общество, которое является корневой основой интеграционных процессов.

Вспомнили советский опыт

- Мы опять исходим из указаний одного человека. Он хотя и обладает статусом Лидера нации, однако есть еще реалии жизни. Позволят ли они реализовать его замыслы? Не закончится ли это очередным пропагандистским шумом, а жизнь и дальше будет идти по своим объективным законам?

Дмитрий Легкий: - Да, для очередной политической кампании появился повод. Но тут пословица «То, что написано пером, не вырубишь топором» не подходит. Даже если все написано пером президента, это еще не означает, что завтра все вступит в действие. По причине некоторой неопределенности. Даже в терминологии. Когда-то у нас провозгласили необходимость формирования «казахстанской нации». Потом начались различные толкования этого определения, вплоть до противоположного понимания. Все кончилось тем, что это понятие из официальных документов исчезло и возникли словосочетания «казахстанская идентичность», «народ Казахстана». Если вспомнить советскую историю, там в первые годы возникло понятие «национальность», но потом начали создавать «советский народ» как новую общность людей. До логического конца не довели. Сейчас использование термина «народ Казахстана» чем-то напоминает прежний опыт. Но чураться советского опыта не надо. Во время Великой Отечественной войны Гитлер надеялся на раскол советского общества по национальному признаку. Не получилось. Думаю, что специалисты, которые сейчас разрабатывают концепции развития казахстанского общества, наверняка учитывают советский опыт. Кстати, западные исследователи до сих пор обращаются в наши госархивы, чтобы разобраться в причинах развала СССР. Многие из них делают вывод: произошло это из-за того, что не до конца решили национальный вопрос.

- Не нужно забывать, что «советский народ» формировался как политическая нация. Причем в условиях уравнительного распределения доходов и мощной социальной защиты населения. Возможно ли сейчас нечто подобное, когда наше общество так разделено по различным признакам, в том числе и по этническому?

Айдар Айтмухамбетов: - В современном мире этносы являются основой нации. Казахский этнос в течение определенного исторического времени тоже оформился как этнос со всеми идентичными чертами. Что касается причин развала СССР или других мировых держав, таких, например, как Римская империя, - там была нарушена интеграционная связь с регионами. Шло развитие метрополий, а окраины не получали соответствующих материальных ресурсов. Это привело к тому, что окраины отказались от взаимодействия с метрополиями.

То есть в основе - причины экономические. Они сказывались на психологии поведения граждан окраинных регионов, что приводило к развалу империй. Когда немногочисленные греки, занимающие небольшую территорию с незначительными сырьевыми ресурсами, столкнулись с угрозой физического уничтожения со стороны держав средиземноморья, они перешли к другим технологиям. В частности, повысили культ образования. Этот фактор дисциплинировал внутреннюю культуру греков и сформировал слой профессионалов, которые создали культуру, успешно противостоявшую средиземноморским цивилизациям.

У Казахстане огромная территория, большие сырьевые ресурсы, но незначительный демографический потенциал. Поэтому наше спасение - в главенстве закона, в формировании административных структур, способных адекватно реагировать на внешние и внутренние риски, и самое главное - в повышении культурного, профессионального и образовательного уровня граждан.

- Президент этническим факторам отводит второстепенную роль. Но в реальности они дают знать о себе во всех сферах. Особенно это заметно в кадровом составе государственных структур. Возможно ли их преодолеть? Тем более что все новации главы государства будет реализовывать госаппарат?

Айдар Айтмухамбетов: - Формирование государственного аппарата глава государства предлагает вести по профессиональным признакам, включающим знание законов, уважение гражданских прав, соблюдение статусности языков, соответствие деловым критериям для работы с населением и постоянное повышение собственной квалификации.

Дмитрий Легкий: - Я бы хотел добавить еще и необходимость повышения ответственности политических элит из государственной власти. Сколько бы мы ни говорили о президентском «Плане нации», народ все это воспринимает по-своему - через примеры собственной жизни. Что-то «сверху» все равно должно исходить. Но государство при этом не должно навязывать. Единственное, что ему нужно делать, - привлекать к своей работе видных ученых. Если есть проблемы, их нужно публично ставить и обсуждать. Пусть будут разные точки зрения, но не должно быть фальсификаций. Проблемы можно решать созданием профессионального госаппарата и подотчетного государства, что предлагает президент. А еще глава государства предлагает каждому гражданину на своем участке подключиться к этому процессу, воспользовавшись новыми возможностями. Их предоставляют законы, принимаемые в рамках Программы социальной модернизации.