Разобраться в информационном «винегрете»
Евгений ШИБАРШИН
Как исполняетcя Закон РК «О доступе к информации»?
29 ноября вступил в силу недавно принятый закон «О доступе к информации». В нем подробно расписано, как можно получить информацию о деятельности госорганов и об использовании бюджетных средств негосударственными структурами. С начала действия закона прошло более полумесяца, и «НГ» решила проверить, как он исполняется у нас.
Не на пустом месте
Некая слабо регламентированная до сих пор практика предоставления информации госорганами уже наработана. Однако нередко даже при активном использовании чиновниками современных информационных технологий нужные сведения от них не получишь. Даже самые простые.
Например, попробуйте позвонить в управление сельского хозяйства акимата Костанайской области, руководствуясь данными на странице этого учреждения, размещенными в информационном портале акима области. Управление давно переехало, а телефон (51-15-22) и адрес (Баймагамбетова, 160) указаны прежние. Там же до сих пор «висит» фамилия заместителя руководителя Берикжана Кайынбая, который уже несколько месяцев возглавляет управление ветеринарии.
Теперь все способы обеспечения доступа к информации регламентированы законом. К ним относятся письменные или устные запросы, размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и возможность через онлайн-трансляцию «присутствовать» на заседаниях коллегии госорганов, проводимых по итогам года, а также на открытых заседаниях Парламента РК и маслихатов. Это и заслушивание отчетов руководителей исполнительных и центральных органов, акимов, ректоров национальных вузов. Плюс ко всему перечисленному - размещение информации в СМИ и на интернет-ресурсах обладателей информации. По каждой из названных форм информирования определен порядок предоставления и сроки.
Мы решили сосредоточиться на интернет-ресурсах. Считается, что они позволят госорганам стать более доступными для населения. Тем более что только на официальную блог-платформу руководителей госорганов области уже поступило более 11 600 обращений. Треть адресована главе региона, остальные приходятся на руководителей городов и районов, а также отраслевые управления областного акимата.
Таких управлений в регионе 25. Именно они являются администраторами различных бюджетных программ - кому, как не им, использовать на полную катушку возможности Интернета.
Последние итоги госзакупок на сайте управления здравоохранения - еще за 2012 г. / Скриншот densaulyk.kostanay.gov.kz
Далеко до прозрачности
Но прежде - о том, какую информацию предписывается размещать на интернет-ресурсах этих госструктур согласно закону «О доступе информации». Виды информации, которые закон предписывает госорганам размещать на сайтах, перечислены в статье 16 и сгруппированы в 34 подпунктах. Перечислять их содержание нет смысла, поэтому мы проверили наличие сведений общего характера, по которым население могло бы оценить эффективность работы госорганов.
Например, закон предписывает информацию обновлять ежедневно. Ну да бог с ней, с ежедневностью. Но по мере утери актуальности - надо бы. А на деле - взять хотя бы публикацию протоколов конкурсов по госзакупкам. На сайте управления здравоохранения последние - за 2012 год. Да и общий план госзакупок там только на 2014 год. За истекший почти 2015-й есть только объявления о тендерах.
Попытались узнать о перечне медицинских услуг, которые государство гарантировало гражданам на бесплатной основе. Ведь у людей до сих пор каша в голове по поводу того, что в больнице или поликлинике должно быть бесплатно, а за что надо платить. Но то ли такого перечня нет в природе, то ли из-за недофинансирования этой гарантии государство стыдиться показывать его населению. На сайте управления здравоохранения есть лишь перечень медицинских учреждений, которые выиграли конкурс по оказанию этого вида услуг.
Управление архитектуры и градостроительства пошло другим путем. Всех желающих посмотреть итоги конкурсов по своим госзаказам они отсылают на портал «Государственные закупки РК». В условиях, когда постоянно циркулируют слухи о злоупотреблениях в сфере госзакупок, подобный подход только множит подозрения.
Открытость информации о финансовой стороне деятельности госорганов - отдельная тема. Закон «О доступе информации» предписывает регулярно публиковать на интернет-ресурсах«проекты республиканского и местных бюджетов, бюджетную отчетность, консолидированную финансовую отчетность, результаты государственного аудита и финансового контроля». Что касается сведений о ходе исполнения бюджета, то эта информация на сайтах управления финансов, управления экономики и бюджетного планирования есть, а вот с публикацией проектов бюджета - проблема. 11 декабря на сессии областного маслихата утвердили бюджет области на 2016 год, но его проект не публиковался. Хотя был готов за несколько дней до сессии и разослан депутатам.
Возможно, тут влияют жесткие сроки подготовки бюджета и масштабность этого документа, но что мешает управлениям областного акимата регулярно публиковать информацию о расходовании средств, выделяемых для их собственной деятельности, а также на программы, которые они администрируют?
Например, на сайте управления энергетики и коммунального хозяйства сведения об освоении бюджетных средств по своим программам опубликованы только на 1 января 2014 года. И вообще, все отчеты о деятельности по различным вопросам только за 2014 год. За исключением состояния энергокомплекса в регионе - по ситуации на 11 марта 2015 года. О своих финансах - ни слова.
В отличие от своих коллег, управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог опубликовало сведения о выделенных для их деятельности средствах. Но только за 2014 год.
Что касается обязательного обнародования результатов государственного аудита и финансового контроля, то мы их нигде не нашли. Ревизионная комиссия Костанайской области регулярно в своих проверках отмечает нарушения порядка использования бюджетных средств, но на интернет-ресурсах местных госорганов этой информации нет. У ревкомиссии своего сайта нет, а госструктуры не спешат размещать у себя результаты их проверок. Хотя теперь это стало требованием законодательства.
На портале акима области Берикжан Кайынбай все еще занимает прежнюю должность Скриншот kostanay.gov.kz
Нужен механизм
Не стал надежным информационным помощником для населения и сайт управления координации занятости и социальных программ. Казалось бы, открывай страничку «Социальная поддержка» и найдешь ответы на все вопросы на эту тему. Не трудитесь. Там пусто. Сведения на данную тему рассыпаны по другим страницам вперемешку с текущими новостями. Попробуй разберись в этом информационном «винегрете»!
«НГ» не имела возможности оценить сайты управлений по вопросам молодежной политики, по делам религий, инспекции труда, ветеринарии, по контролю за использованием и охраной земель, природных ресурсов, госзакупок. По той простой причине что их нет в природе. В управлении внутренней политики этот феномен объяснили тем, что они... созданы недавно.
Оказалось, что управление внутренней политики ежеквартально проводит мониторинг состояния сайтов областных управлений, результаты которого используются в определении рейтинга этих структур.
- Но дело в том, что до принятия закона «О доступе к информации» методике оценки эффективности использования госорганами интернет-ресурсов не хватало конкретности, - пояснил «НГ» заместитель руководителя управления внутренней политики акимата Костанайской области Ерлан КАЛМАКОВ. - Сейчас для мониторинга подготовлена другая методика - с учетом требований нового закона. Информация будет размещаться на единой информационной платформе, а мониторинг будет проводиться на республиканском уровне.
Пока же, по словам Калмакова, качество сайтов страдает от недостатка средств в бюджете и от непрофессионализма специалистов, обеспечивающих работы. Сейчас разрабатываются документы, которые сформируют механизм реализации принятого закона, что означает: разработка сайтов госучреждений начнется заново. В итоге ясную информацию о работе госорганов нам ждать еще долго.
Наличие некоторых видов информации
на сайтах управлений акимата Костанайской области
Название управления |
О собственном бюджете управления |
Об исполнении бюджетных программ |
Протоколы конкурсов по госзаказам |
Отчет руководителя о работе управления |
Экономики и бюджетного планирования |
нет |
нет |
последние - за 2012 г. |
нет |
Финансов |
есть |
нет |
есть |
нет |
Сельского хозяйства |
нет |
нет |
нет |
нет |
Образования |
есть |
есть |
есть |
есть |
Здравоохранения |
нет |
нет |
последние - за 2012 г. |
нет |
Предпринимательства и индустриально -инновационного развития |
есть |
есть |
последние - за 2014 г. |
нет |
Внутренней политики |
есть |
есть |
есть |
есть |
Координации занятости и социальных программ |
есть |
есть |
есть |
есть |
Пассажирского транспорта и автодорог |
последние данные за 2014 год |
нет |
последние - за 2014 г. |
есть |
Архитектуры и градостроительства |
есть |
есть |
нет |
есть |
Строительства |
нет |
есть |
нет |
есть |
Энергетики и коммунального хозяйства |
нет |
последние данные за 2013 год |
нет |
нет |
Материалы номера