Имейте кодекс, пользуйтесь кодексом

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Теперь в РК социальная ответственность предпринимательства прописана в законе

3 ноября 2015 года президент подписал «Предпринимательский кодекс РК», проекты которого с разной интенсивностью обсуждали последние 3-­4 года. Текст уже опубликован в «Казахстанской правде». Вступает в силу кодекс с 1 января 2016 года. Очень рекомендую всем предпринимателям и заинтересованным лицам из госорганов его не просто прочитать, а досконально изучать. И держать при себе как настольную книгу. И пользоваться. Хотя дело это непростое, кодекс огромен и вызывает много вопросов.
 

Наверняка первые два­-три года его функционирования будут временем апробации. Уверен, что за это время в него будут внесены многочисленные изменения и дополнения. Не исключаю, что он может измениться до неузнаваемости. Это вполне вероятно, так как с принятием кодекса отменяются самые основополагающие законы РК по части предпринимательства, действовавшие до сих пор, а им самим всего­то три­-четыре года от момента введения в действие. 

Отменено будет с 1 января 2016 года действие следующих законов: «О частном предпринимательстве», «О государственном контроле и надзоре в РК», «О конкуренции», «О крестьянском и фермерском хозяйстве», «Об инвестициях», «О государственной поддержке  индустриально­инновационной деятельности». 

Это не все. С вступлением кодекса в силу вносятся изменения и дополнения сразу в 108 законов РК, прямо и косвенно касающихся частного предпринимательства. 

Может быть, только классные специалисты да опытные юристы, часто в своей практике касающиеся вопросов защиты субъектов частного предпринимательства, прочтут и с ходу осмыслят весь этот вал законотворчества, перекроивший основательно законодательство РК по частному предпринимательству. И то за год-­полтора. Все это время, убежден, будет эдакий правовой вакуум, и вот как им воспользуются стороны, мало понятно. Но кто в этой ситуации сориентируется быстрее, тот и окажется прав при разрешении конфликтных ситуаций.

Вместо целого Закона РК «О крестьянском и фермерском хозяйстве» в кодексе теперь всего 9 статей по этой теме! С другой стороны, Закон РК «О Национальной палате предпринимателей РК» с введением кодекса не отменяется, при этом в самом кодексе есть статьи 56­61, регламентирующие в некоторой степени деятельность НПП РК. И чем руководствоваться теперь, кодексом или законом? 

Судя по диспозиции Закона РК «О нормативных правовых актах», руководствоваться надо все­-таки кодексом, так как он выше по статусу. Но почему тогда закон не отменен?

Введена в кодекс целая глава «Социальная ответственность предпринимательства». До сих пор из уст госчиновников любого ранга только и слышалось о социальной ответственности бизнеса, когда надо было ремонтировать школы, больницы и ФАПы, организовывать подвоз детей в школы, расчистку дорог в сельской местности, что и так должно финансироваться из бюджета. По многим фактам такой «социальной ответственности» заводили уголовные дела на чиновников, да и предпринимателей тоже, расценивая «благодеяния» как рядовое взяточничество или взяткодательство. В зависимости от обстоятельств и, безусловно, личностей фигурантов по конкретному делу. 

Вот фонд у нас есть, называется «Костанай». Туда, насколько известно, субъекты частного предпринимательства в добровольно­-принудительном порядке отчисляют значительные суммы в порядке социальной ответственности. И все это при том, что до сих пор ни в одном нормативном правовом акте страны не было вообще определения, а что это такое ­ социальная ответственность предпринимательства? Теперь, согласно ст. 75, ч. 1 «Предпринимательского кодекса РК», такая ответственность определяется как добровольный вклад субъектов предпринимательства в развитие социальной, экологической и иных сфер.  

Что интересно, так это бросающееся в глаза лоббирование экологами своих интересов. В ст. 77 написано, что социальная ответственность предпринимательства (заметьте, уже не субъектов, а вообще, предпринимательства) ­ это финансирование программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и благоустройства улиц, парков и других общественных мест. Ну, это понятно, и если читать в точном соответствии со ст. 6 ГК РК, то всю эту «экологию, парки и скверы» могут вообще «погрузить» на местное предпринимательство, что вряд ли будет соответствовать ст. 26 Конституции РК. 

Да, вся эта «ответственность», конкретный и весьма крупный нал, реальные деньги, заработанные на частном предприятии его дружным коллективом, гражданами страны, здесь работающими. И они вправе сами распорядиться своими заработками и доходами, тем более по новому Трудовому кодексу РК все это утверждается коллективным договором на данном предприятии! 

Парк благоустрой или на какую-­то «экологию» неопределенную дай из своих достатков. А что в ответ? Это во второй части, ст. 78 кодекса: государство стимулирует благотворительность присуждением почетных званий. Во как! Мы вам ­ миллион трудами праведными заработанных денег на что-­то там экологическое и благоустроительное, а вы нам ­ почетную грамоту. Можно здесь знак равенства ставить? И потом, кому грамоту и звание?! Деньги зарабатывает коллектив, а почетную грамоту кому? Об этом кто-­то подумал?!

Закон РК «О государственном контроле и надзоре», принятие которого в свое время, как говорится, кровью и невероятными усилиями предпринимательских сообществ, в том числе ОЮЛ «АСПреДКО», будировалось несколько лет, и его принятие было большим достижением и значительным шагом в утверждении баланса между предпринимательским сообществом и государством, продержался всего три года. Теперь заменен в кодексе всего тридцатью статьями. Спрашивается, за что боролись?! Вводится должность уполномоченного по делам предпринимательства (ст. 307 кодекса), а также должность инвестиционного омбудсмена (ст. 314). Первый будет назначаться лично президентом РК, со вторым ­ сложнее. Он назначается (определяется) Правительством РК. Как это понимать? Так назначается премьер-­министр или лишь определяется, вносится кандидатура президенту РК? Поживем ­ увидим.

Несколько настораживает глава 29 кодекса ­ «Обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц». Вообще­-то, у нас есть, действует и не отменен Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». И он дает право и возможность всем гражданам и юридическим лицам, в том числе частным предпринимателям, обращаться за защитой своих законных прав и интересов по инстанциям, а в порядке ГПК РК ­ в суд. Как теперь все это совмещать в гл. 29 кодекса и почему субъектов частного предпринимательства выделили из общей когорты? Да и субъектами права у нас являются только физические и юридические лица. Должностных лиц «здесь не стояло». И Гражданско­процессуальный кодекс у нас теперь новый, его тоже надо изучать для применения на практике.

Сформулированы и введены в Предпринимательский кодекс целые главы, которых ранее не было в законах, и наоборот, целые законы, замененные на просто главы в кодексе, а регламентируют они целые пласты взаимоотношений между самими субъектами частного предпринимательства, между ними и государственными органами. Примеры таких глав ­  «Государственно-­частное партнерство», «Разрешения и уведомления» (вообще­-то, есть и не отменен аналогичный закон), «Техническое регулирование» (также есть закон), «Государственное регулирование цен и тарифов», «Обязательное страхование», «Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры по отношению к третьим странам» и прочие. Читайте, изучайте кодекс. И как говорится, ясного вам понимания.