Алтынсарино, история любви

Галина КАТКОВА

Война, целина, Столыпин, Ленин... - все есть в музее частного предприятия

Признаваться в любви можно молча. С женщинами это не проходит, а вот с местами, которые тебе дороги, - очень даже. Можно, например, во славу их создать музей. Как поступил директор камыстинского ТОО «Алтынсарино» Борис Князев.

А ведь он по рождению - нездешний, и жена его, Валентина Анатольевна Барсукова, которая стала хранителем музея - тоже. Но, видно, вправду для того, что по-настоящему дорого, такие условности ничего не значат. Человек сам определяет место, главное в судьбе.

На параде - ЗИС и дрожки

Мне в этом музее было тем более интересно, что сама я как раз из Камышей - из этого района, который когда-то назывался Камышнинским. Помню времена, когда алтынсаринских сверстников мы снисходительно звали «чумазеи» - они в райцентр на соревнования приезжали в автобусе, захлестаннном родимой грязью до крыши. А уж если к ним выберешься, тоже надолго запомнишь болотную траву повсюду, соляные разводы на стенах домов, дороги, от которых в дождь невозможно было оторвать ноги.

И сейчас поселок уж писаным красавцем не назовешь, но сделано там гигантски много. Соленые воды текут в устроенных для них арыках, образуя декоративные водоемы, падают каскадами с какой-то башенки, собираются в пруд у котельной для хозяйственных нужд. И за каждым извивом арыка, метром бордюра, каждой «клюшкой», хозяйственно прибранной с брошенных кем-то ферм и пристроенной к делу видно желание сделать жизнь в Алтынсарино цивилизованнее, лучше, красивее. И потому музей - как ладонь на сердце, извечный жест человеческой приязни и родства, большего, чем кровное.

Кстати, здание для него построено специально. В райцентре музея нет. В алтынсаринском - несколько отличных экспозиций, среди которых самая броская, конечно, это выставка техники.

Недавно акиму области Архимеду Мухамбетову там показали автобус, что когда-то перевозил космонавтов на Байконуре.

- Гагарин в нем ездил? - спросил Мухамбетов.

- Насчет Гагарина не знаю, но космонавтов точно в нем возили, вон в салоне места для них и для сопровождающих, - ответил директор ТОО «Алтынсарино» Борис КНЯЗЕВ, входя в мемориальный ЛАЗ.

В коллекции ретромашин и мотоциклов - шикарный ЗИС, разных лет выпуска «запорожцы», «москвичи», «победа», только легковых авто - 13. Рядом выстроились мотоциклы, среди которых, кроме «Ижей», раритетные К-55, К-175 производства 1955-1959 годов. В соседнем зале - пять разновозрастных грузовиков уважаемых в целинных совхозах семейств ЗИЛов и ГАЗов, среди которых есть и ГАЗ-67, выпущенный в военные годы.

К грузовикам примыкают три трактора, в том числе ДТ-54 выпуска 1955 года. Он 40 лет пролежал в котловане, был разыскан с помощью старожилов и поднят из воды для музея. Обнаружилось, что сгнило у него только сиденье, а все остальное прекрасно сохранилось. Вообще, вся техника - на ходу. Ее приводили в порядок местные технари.

После посевной обычно в ТОО проводится большой праздник, частью которого является парад музейной техники. Не выгоняют на него только байконурский автобус из-за громоздкости и кошевку - из-за того, что на полозьях, а парад проходит в июне.

Да, в музее имеется еще целый парк «транспорта» на конной тяге - тарантас, дрожки, коляска. Перед тем как разместить их в праздничной колонне, с них снимают деревянные колеса, замачивают в воде, тогда на параде едут без скрипа.

Вас помнят здесь

Музей самодеятельный, а это значит, что он не обязан соответствовать какому-то определенному статусу - быть чисто краеведческим или мемориальным, или музеем целинной истории. Поэтому экспонаты в нем не только из здешних мест, хотя изначально собирали именно свое. Но, чтобы дать полное представление об истории села, пришлось покопаться во временах столыпинской реформы. А формируя целинную экспозицию, тоже учитывали, что освоение залежных земель было временем великого переселения. Поэтому все в музее многонационально и уютно, как в семье, где в бабушкином шкафу на равных правах обретаются дорогие награды и ситцевые чепчики внучат. Все одинаково ценно.

Смогли создать большую экспозицию быта казахов-кочевников. Стоит юрта, крытая драным войлоком, рядом кузнечные меха, приспособления для выделки шкур, женские украшения и инструменты, которыми мастер их делал.

Дырка на крыше юрты - принципиальная.

- У нас этой юртой занимался агроном. Чтобы ее крыть, ковров натащили, да нарядных таких, - вспоминает Валентина Анатольевна, - а я говорю, Кадыр, это же не байская юрта, а бедных людей, давай делать, как на самом деле могло быть.

Нашли ткацкий станок, на котором висит самодельный ковер. Чтобы показать, как его изготавливали, понадобилось готовый на треть распустить. Барсукова попросила, и прораб дал со стройки трех девушек, они двое суток распутывали то, что когда-то их прабабки на совесть соткали.

У Валентины Анатольевны почти про каждую вещь есть своя история. Не такая, какие обычно помещают в музеях как сопроводительные к экспонатам, а неофициальная. Про старика, что живет в Житикаре, а дома у него - настоящий старинный кумган. Не магазинный, как сейчас в музее. Он Барсуковой говорил, мол, помру, приезжай, дети отдадут. А она ахала в ответ и просила жить долго-долго, и бог с ним, с кумганом... Про то, как отлично хранится сливочное масло в специально выделанном желудке барашка.

- Уж я в Казахстане 44 года живу. Мы это масло и круто солили, и в банки закатывали, - рассказывала она про древнюю «упаковку», которой нашлось место в музее, - все не то. А к бабушке-казашке на чай зайдешь, она из вот такой штуки зачерпнет - всегда свежайшее.

Еще лапти показывала. Русские - из бересты, а белорусские - из ивовой коры, они сильно ссыхаются. Перед тем как обуваться, их надо было хорошо размочить.

А вся экспозиция русской переселенческой горницы (с иконами, люлькой, чугунами-кринками, сковородами-ухватами и тульским самоваром с 8 медалями) была привезена Валентиной Анатольевной с родины. Она из тверских.

- Я приехала, а на моей родине осталось три дома и какие-то халабуды, - вспоминает она. - Говорю брату и племяннице: в дома не ходите, надо по чердакам поискать. Бабушки все, что из моды выходило, туда отправляли, не выбрасывали, как мы сейчас. И точно - много чего нашлось. Чугуны - мамины, а ступка - это от свекрови. Над люлькой видите - пузырь с горохом, погремушка, выходит, старинная... Да, когда сюда дети приходят, часто посмеиваются. Особенно те, кто мало читает. А я говорю им, что знать надо, как предки жили. Фотографию показываю - из четырех степнячек одна обутая, остальные босые. Тяжко жили.

И не только сотню лет назад. В музее есть кассета, земляк снимал в 1989 году, был капитаном дальнего плавания на Дальнем Востоке, купил японскую видеокамеру и заснял алтынсаринскую жизнь. Барсукова говорит: небо и земля, если сравнивать с сегодняшним днем.

В этом музее бывают, само собой, все гости села. И те, кто по делам приезжает к директору ТОО, делает бизнес с алтынсаринцами. И те, кто уехал жить в другие земли, но родину навещает. Отбыл, например, в Германию Григорий Ильич Теницкий, механизатор, не раз награжденный за свой труд. Провожая, уговаривала его Валентина Анатольевна передать музею медали и ордена, говорила: здесь на них есть кому посмотреть, не будут просто лежать в коробочках. Тогда не уговорила. А недавно приезжал Теницкий. Алтынсарино 60-летие отметило. Он погостил, посмотрел село. И сказал, что хочет оставить награды там, где их заработал. Чтобы его помнили.