«За Гамлета король подымет кубок...»
Ольга ЛИХОГРАЙ
Балетмейстер классической постановки вложил в нее особый смысл
Призрак показывает Гамлету, как Клавдий «тихо мне в преддверия ушей влил прокажающий настой...»
Во вторник, 6 октября, на сцене областной филармонии показали балетную постановку «Гамлет. Принц Датский».
Роли в ней исполняли актеры Государственного академического театра танца РК под руководством профессора искусствоведения, лауреата Международной Сократовской премии за личный вклад в мировую культуру, народного артиста РК Булата АЮХАНОВА.
Сам король казахстанского балета появился на сцене перед спектаклем. Сидя на стуле, Аюханов много и печально говорил о культуре, о местных чиновниках, которые тратят деньги на ненужные вещи. В этих рассуждениях перед постановкой «Гамлета» было столько символичного, что сам балет воспринимался уже с особым смыслом.
- Сегодня мы даем «Гамлета» - это золотой фонд мировой культуры, - сказал Аюханов. - Музыка к балету - композитора Аиды Исаковой, которую она написала за 10 дней. Я считаю, что музыка получилась роскошной, я бы поставил Аиду в один ряд с Прокофьевым... Спасибо, что вы есть, дорогие друзья. А я... я тихо исчезаю...
На этих словах балетмейстера медленно закрыли кулисы, чтобы через несколько минут открыть сцену с одной-единственной декорацией - большим троном посередине.
Первые мрачные аккорды из балета «Гамлет», скользящий по сцене Дияр Аскеев в роли датского принца, узнавшего страшную тайну смерти отца от его же Призрака. А следом - надменно-торжествующая Гертруда, кружащаяся в танце с Клавдием и чаще остальных меняющая наряды - от ярко-красного до прозрачно-белого. Словно этим режиссер хотел подчеркнуть непостоянство той, чье имя - вероломство. Вездесущий Полоний, то выглядывающий из-за кулис, то прячущийся за троном, вечно снующий и подслушивающий. Блики света, экспрессия, душевные муки, музыка - все взаимосвязано в этой трагедии.
Порой казалось, что актерам не хватает сцены в самом прозаическом смысле. Из-за этого часть элементов исполнялась немного скованно, актеры словно боялись размахнуться на сцене шириной всего в 7 метров, но благодаря эмоциям суть передали верно. Трон, вокруг которого весь вечер разворачивалось действие, а в конце трагедии оказалось столь много трупов, остался на сцене. Последний одиночный блик высветил этот символ власти и стоявшего напротив него Гамлета, безмолвно исполнявшего знаменитый монолог «Быть или не быть?».
Сам Булат Аюханов в молодости играл Гамлета, и это одна из его любимых ролей. Сейчас рассуждающий о жизни и о своей нелюбви к современным чиновникам 77-летний балетмейстер тоже напомнил своей печальной философией Гамлета. А его слова звучали почти как современный перевод шекспировской драмы.
- Мои зрители такие жестокие, что требуют прежнего Аюханова, - с грустью заметил режиссер на брифинге перед спектаклем. - Некоторые называют меня бунтарем, но это не так. Я - миролюбивая скотина. Просто обидно, что не успеешь завязать роман с одним министром культуры, как уже пришел другой, их меняют как перчатки. А они тратят деньги на «героев одного часа», ко всему относятся без любви и профессионализма.
Булат Аюханов: «Некоторые называют меня бунтарем, но это не так»
Критично режиссер оценил и своих учеников, сообщив, что лучшие из них уезжают за границу, но всех своих последователей он любит.
- Жить стало тяжелее, все обмельчали, нет идей и нет идеологии, - говорил Аюханов. - Раньше была партийная, мы ее ругали, а сейчас ее не хватает. А для вас, журналистов, у меня есть пожелание: шебуршите, раздвигайте толпу, если наш народ превратится в толпу - это катастрофа.
В общем, брифинг получился, скорее, в виде монолога грустного и уставшего балетмейстера. О себе артист напоследок сказал так:
- Я не умный, я просто много читаю и учусь философствовать.
Известный на весь мир афоризмами и любовью к юмору Булат Газизович своей философией и постановками на этот раз заставил зрителей и журналистов над многим поразмыслить всерьез.
Материалы номера