Ажиотажа нет, но будущее туманно

Евгений ШИБАРШИН

Что изменилось после отпуска цены на бензин АИ 92?

 4 сентября первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев сообщил прессе о решении правительства отказаться от практики государственного регулирования цен на бензин марок АИ 92 и АИ 93. Во многих городах Казахстана на ценниках АЗС вместо 108 тенге сразу же появилась цифра 130. В Костанае картина оказалась гораздо разнообразнее.

Торговать бензином стало выгодно

Хотя в первые дни и у нас кое-кто тоже погнался за «передовиками» из других регионов, но впоследствии свой ценовой пыл умерил. К концу дня 8 сентября мы побывали на многих костанайских автозаправках и глазам своим не поверили: такого разнообразия стоимости бензина одной марки еще никогда не было. Начиная от 108 тенге за1 литрАИ 92 на АЗС «Мунай Онимдери» до 125 тенге аналогичной марки у «Гелиоса» и «КазМунайГаза». Причем там, где реализовывался бензин более дешевый, заправка шла гораздо активнее. Ажиотажа не наблюдалось. Опытные в таких делах водители утверждают, что все, «кому надо», уже залили полные баки и нужно несколько дней, чтобы сжечь этот бензин.

На предприятиях, занимающихся реализацией ГСМ, решение кабмина восприняли положительно. Правда, комментировать ситуацию для «НГ» специалисты этих структур согласились лишь на условиях, что ни их имена, ни ТОО, называться не будут.

Один из них, в частности, сообщил, что все расходы по покупке, транспортировке и продаже на АЗС бензина АИ 92 для ТОО выливались в 114 тенге за литр. Поэтому при установке правительством предельной цены реализации не более 108 тенге за литр торговать было не выгодно. Хотя эта марка одна из самых востребованных.

- В таких условиях работать было невозможно, - заявил наш собеседник. - Сейчас мы получили возможность продавать бензин, исходя из реальных рыночных условий. Что касается неоправданного завышения цены, то все документы, в которых отражается информация по прохождению бензина от закупки до реализации, прозрачны, контролирующие органы их могут проверить, и «головная боль» с этой стороны нам не нужна.

Директор департамента по регулированию естественных монополий Костанайской области Малик МАДИЯРОВ сообщил «НГ», что после отпуска цен они провели разъяснительную работу с руководителями предприятий, доминирующими на рынке ГСМ, предупредив об ответственности за необоснованное повышение цен.

- Кто какие принял решения, стало ясно уже 5 сентября, - сказал Мадияров. - Кто-то оставил прежнюю цену, кто-то ее поднял, а потом снизил. Тем, кто цену увеличил, мы направили запросы, попросив предоставить обоснование такого решения. Полученную информацию мы изучим и тогда будем делать выводы.

Поскольку цена реализации АИ 92 ранее ограничивалась, то вполне возможно, что ее повышение обоснованно. А вот удорожание АИ 95 в департаменте вызывает недоумение.

- Цена этого бензина раньше не ограничивалась, значит, она была рыночная и составляла 128-129 тенге за литр, - заметил Мадияров. - Тогда почему он начал дорожать? С этим тоже нужно разбираться.

Нужно заметить, что антимонопольное законодательство дает возможность государственным органам привлекать его нарушителей к административной ответственности. Поэтому есть надежда, что ситуация «устаканится». Беда в другом. Правительство своим решением устранит одну проблему - не допустит образования дефицита топлива, но породит другую - рост инфляции, которая ударит по кошелькам граждан.

По законам экономики

Глава государства уже заявил, что удорожание бензина в Казахстане было неизбежно. 30% АИ 92 и АИ 95 мы закупаем в России, и если бы сейчас не отказались от государственного регулирования цены, «то у нас через месяц вообще не было бы бензина».

- Это законы экономики, - заявил Нурсултан НАЗАРБАЕВ, - ничего с этим не сделаешь, выравнивать надо, а мы находимся в общем пространстве: таможни нет, границы открыты. Поэтому приходится принимать меры и ко всему этому относиться с пониманием. Если человек сумел купить вездеход за $100 000, то пусть и заправляется нормально.

К сожалению, все эти «игры» с ценой на автомобильное топливо ощутимо отражаются не на той категории граждан, о которой сказал глава Казахстана, а на том самом «среднем классе», о необходимости формирования которого он часто говорит. Так что аргумент с владельцами «вездеходов» не очень убедителен. А вот с «законами экономики» действительно все очень серьезно, но время показывает, что прежних ссылок на то, что рынок сам по себе решит все экономические проблемы уже недостаточно.

В принципе, правительство, «освободив» цены на все марки бензина, поступило, казалось бы, вполне логично. Но эта мера не дает ответа на главный вопрос: почему в нефтедобывающей стране треть ходовой марки бензина приходится закупать у соседей, «подставляясь» под их внутренние экономические проблемы? Нет ответа и на второй вопрос: как устранить «странные» колебания цен на ГСМ внутри Казахстана следом за изменением цены «черного золота» на мировом рынке?

Что касается первого, то министр энергетики РК Владимир Школьник на одном из брифингов пообещал, что Казахстан после 2016 года будет полностью обеспечен отечественным бензином и дизельным топливом. Он заверил, что после завершения модернизации всех трех казахстанских НПЗ планируется увеличение объемов переработки нефти на 29,4%. При этом выработка бензина наиболее востребованной марки АИ 92 повысится с нынешних 12% до 21%, а по АИ 95, АИ 98 - с 0,7% до 10%. Что касается сегодняшней ситуации, то министр прогнозировал всплеск цен на АИ 92 до 130-150 тенге за литр.

C ценообразованием от нефтяной скважины до автозаправок будущее очень туманное. Сколько бы государственные регуляторы  ни трудились над изучением «обоснованности» цен бензина на АЗС, главный виновник для них пока остается недоступным. Речь идет о массе посредников, которые выстроились в вышеназванную цепочку. По информации, которая иногда просачивается в прессу, эти структуры принадлежат очень влиятельным людям, которые «без боя» свой кусок масла никому не отдадут.

Увы, но это тоже порождение рыночных отношений. Не идеальных, которые  пропагандируют сторонники либерализации экономики, а реальных, свойственных государству, в котором очень слабые институты регулирования экономических отношений. Но это уже из области политики, которая в Казахстане, как известно, решается лишь «после экономики».

 

Цена бензина марок АИ 92 и АИ 95 (в тенге) на АЗС Костаная 08.09.2015                                                        

Реализатор ГСМ

АИ 92 (тенге)

АИ 95 (тенге)

«Мунай Онимдери»*                             

108

129

КNPC                                                 

119

139

«Эталон Авто»                                      

123

134

«Иволга-Холдинг»                                

124

136

«Гелиос»                             

125

139

«КазМунайГаз»                                      

125

136

*Цены этого реализатора после 4 сентября не изменились