Жилищный хаос в стиле модерн

Ольга ЛИХОГРАЙ

Жители двух домов обвиняют операторов государственной программы в нечестных подходах

Реализация программы модернизации в Костанае вновь дала сбой. На этот раз в центре скандала оказались жители двух домов, принявших участие в программе еще в прошлом году. Сейчас жильцы трехэтажки и двухэтажки из одного ПКСК «Виктория» жалуются на явный брак в ремонте, завышенную стоимость модернизации и на то, что им предоставили самим разбираться с подрядчиками.

Жители считают, что их  обманули, пообещав чуть ли не золотые подвалы и крыши, а в итоге оставили у разбитого корыта и с огромными счетами за недобросовестный ремонт.

Претензии - в прокуратуру

В трехэтажке по ул. Тарана, 165 после модернизации не работает вентиляция на чердаке, водосток сделан с нарушением СНиП. Первую претензию по этим нарушениям жильцы предъявили подрядчику - ИП «Михайловский» - еще в начале лета. Встреча лицом к лицу с подрядчиком Сергеем Михайловским и его адвокатом Еленой Прокопенко, на которую пригласили и корреспондентов «НГ», состоялась 28 августа во дворе дома по ул. Тарана, 165.

- Есть гарантийное письмо о том, что подрядчик должен был исправить все недостатки еще до 15 июля, - заявил один из активных жителей Геннадий ВАКЕРОВ. - В ноябре 2014 года вы сдали дом с браком: залили бетоном вентиляционные окна подвала, теперь в подвале сырость, затхлость, ничего не проветривается. Кроме того, в подвальное помещение из-за неправильной облицовки фасадной панели осенью будет попадать вода. Уже конец августа, а вы ничего не сделали из того, что обещали.

На гарантийном письме, в котором указано, что подрядчик обязуется «закупить специальный металлический уголок (с соответствующим изгибом) и вмонтировать данный уголок над всей  поверхностью примыканий фасадной панели с цоколем. Данная конструкция полностью исключит попадание влаги в отмостку цоколя», стоит подпись и печать Сергея Михайловского.

- Я никак не могу объяснить жильцам, что металлический уголок, который они просят установить, только ухудшит ситуацию, - объяснил на встрече Михайловский. - Придется разрезать облицовку стен, а от этого ослабеет фасад 3-этажного дома, которому и так больше 50 лет.

Жильцы в свою очередь требуют, чтобы подрядчик строго соблюдал проектно-сметную документацию и вовремя исполнял свои гарантийные обязательства. После шумных объяснений Михайловский обещал все переделать, но жильцы в это верят слабо.

- Когда нас заманивали в эту программу, то столько всего обещали, - говорит старший по дому Иван ШКУРАТЬКО. - А в итоге мы даже не смогли выбрать подрядчика. Нам его навязало ТОО «ЖКХ Ремонт», через которое идут бюджетные деньги и которое теперь ни за что не отвечает, оставляя нас наедине с нашими проблемами.

Жильцы считают, что стоимость ремонта явно завышена, а модернизация встала им в копеечку: в течение 20 лет им нужно платить по 58 тенге с1 кв. мфактически за брак. Все свои претензии жители дома по ул. Тарана, 165 уже направили в прокуратуру.

Сплошной брак

Жители другого дома по ул. Тарана, 186 не только дошли до прокуратуры, но и не стали подписывать часть актов выполненных работ.

- Мы возмущены таким качеством ремонта, - рассказала старшая по дому Зоя ПИЩУР. - Когда связывались с этой программой, то хотели, чтобы нам в первую очередь добротно сделали крышу, подвал с установлением теплосчетчика и утеплили стены. В итоге на чердаке вместо вентиляционной решетки установили пластиковое окно, подвал в проекте вообще не значится, хотя на самом деле есть, указан он и на схеме. А утеплитель, который использовали для стен, по факту оказался в два раза дешевле, чем его стоимость по смете!

На чердаке, как убедились корреспонденты «НГ», не работает ни один вентиляционный канал и канализационная труба. Они выходят не на открытый воздух через крышу, а упираются в чердак, где и скапливаются испарения. Вентокно наглухо забито, поэтому воздух не проходит и сквозь него. Подвал, как показали жители, есть на схеме, но в самом проекте черным по белому написано: подвальное помещение отсутствует!

- Мы подводили застройщиков и показывали, что у нас есть подвал, но они ориентировались на слова в смете! - возмущается один из жителей Сергей ФУРЦЕВ. - В итоге на основании этого тепловой счетчик нам не установили, а стены утеплили не изовером, который посчитали по смете, а материалом, который дешевле его в два раза.

Модернизация, которая обошлась жителям в 18 млн тенге, по их подсчетам, стоит всего 9 млн тенге. Последний акт выполненных работ на 1,5 млн тенге никто не подписал, а все документы направили в прокуратуру. Сейчас, чтобы доказать, какова реальная стоимость ремонта, нужно нанимать независимых экспертов по оценке работ. Ориентировочная плата - 200 000 тенге, которые жильцы опять-таки должны выложить из своих карманов.

Виноваты люди?

В ТОО «ЖКХ Ремонт», финансирующей организации, через которую проходят все государственные деньги на ремонт домов по программе модернизации, объяснили, что доказать свою правоту люди могут только через суд.

- В доме по ул. Тарана, 165 прошел текущий ремонт, - объяснил главный специалист ТОО «ЖКХ Ремонт» Евгений ПРИТУЛА. - Все было сделано по смете, которую утвердили старший по дому и инициативная группа. В течение четырех месяцев люди подписали 5-6 актов и приняли все работы. От технадзора они сами отказались, нанимали эксперта с лицензией, который сказал, что сумма ремонта по смете (28 млн тенге) сбивается с реально выполненными работами.

В доме по ул. Тарана, 186, объяснил Притула, прошел капитальный ремонт на 18 млн тенге. Проект прошел государственную экспертизу.

- Неужели вы думаете, что государственная экспертиза пошла на завышение сметы на 9 млн тенге? - удивляется Евгений Притула. - ПСД была на руках у людей несколько месяцев, ее подписала старшая по дому. Если они не увидели в проекте подвал или другие ошибки, почему не сделали замечание? Теперь эту проблему можно решить только через суд.

Корень зла Притула видит не в том, что большинству жителей сложно разобраться в проектах, сметах и прочих сложных документах, поэтому их реально можно обмануть, а в том, что люди не привыкли относиться к своему дому как к собственности. С этого призыва и началась масштабная агитация программы модернизации, во время которой людям сначала давили на совесть, теперь реализация давит на карман.

- Люди считают, что их обманывают, - говорит Притула. - А я считаю, что это они обманывают, как только ремонт заканчивается и приходит время платить. Платить не хотят и начинают искать выходы.

Де-юре вроде все верно. Но де-факто в словах жителей есть своя правда. Сначала им рекламируют программу как самый лучший и единственный вариант для ремонта ветхих малоэтажек, а после малейших проблем все словно забывают о существовании жителей. И они реально остаются один на один с подрядчиками, зато деньги за реализацию и продвижение программы модернизации идут именно через «ЖКХ Ремонт» - организацию, которая, получается, на деле ни за что не отвечает.