Суд присяжных заседателей
Надо отметить, как и в любой другой системе, в судебной власти нашей страны, существует такое понятие как «Судебная политика». Данный термин редко кем используется, но именно она определяет курс модернизации судебной системы в контексте иституциональных реформ, предлагаемой Главой нашего государства, Лидером Нации Н.А. Назарбаевым в своем Плане Нации «100 конкретных шагов» по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.
При проведении судебно-правовой реформе в рамках Плана Нации, кроме оптимизации инстанций судебной системы, ужесточении квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности, усилении подотчетности судей, внедрение аудио-видео фиксации всех судебных процессов, конкретно предлагается расширить сферу применения суда присяжных заседателей.
Введение института присяжных заседателей является проявлением демократических основ нашего государства, желанием и стремлением соответствовать международным стандартам. Данный вопрос имеет политическое значение, повышение авторитета суда на международной арене.
После принятия Закона о присяжных заседателях, с 2010 года стал действовать специализированный межрайонный суд по уголовным делам, в подсудность которого перешли уголовные дела, относящиеся к категории особо тяжких преступлений. И с этого момента только в этом суде по всей Костанайской области все уголовные дела могли рассматриваться с участием присяжных заседателей.
Если привести статистические данные, то с момента образования нашего суда в первый же год 2010 году с участием присяжных заседателей рассмотрено 22 уголовных дела. Затем количество рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей стала возрастать, в 2011 году с участием присяжных заседателей рассмотрено 34 уголовных дела, в 2012 году рассмотрено 35 уголовных дел. Для сравнения, пока подсудность таким дел не передали в наш суд, Костанайским областным судом в 2009 году рассмотрено всего 2 уголовных дела с участием присяжных заседателей.
В июле 2013 года законодателем было внесено изменения в уголовно-процессуальный кодекс и к подсудности суда с участием присяжных заседателей отнесли только дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, за исключением совершения преступлений в организованной группе, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе их контрабанды, наемничество, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, диверсии, терроризма.
Таким образом, количество дел, подпадающих под рассмотрение с участием присяжных заседателей, значительно сократилось, и в 2013 году с участием присяжных заседателей было рассмотрено уже 16 уголовных дел, в 2014 году рассмотрено 5 дел и за первое полугодие 2015 года рассмотрено всего 3 дела. Такое резкое снижение количества уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей, произошло и в других областях по всей республике.
Поэтому в настоящее время, Национальной комиссии рассматривается вопрос об увеличении категории уголовных дел, подпадающих под рассмотрение присяжными заседателями, предлагается добавить еще до 5 норм закона. В том числе прорабатывается вопрос обязательного применения суда присяжных заседателей. Такая предлагаемая реформа в свете снижения уголовных дел с участием присяжных заседателей очень важно и актуально, и наш суд полностью согласен и поддерживает предложения Главы государства по модернизации о расширении области применения суда присяжных заседателей.
Также пересматривается вопрос оптимизации механизма отбора кандидатов в присяжные заседатели, так как наблюдается пассивность гражданского населения в вопросе отправления правосудия с участием присяжных заседателей. На отбор в присяжные заседатели в судебное заседание судьями нашего суда, по одному уголовному делу из всех регионов области приглашаются до 200 кандидатов, однако явка всегда составляет всего 15-25 %, то есть от 30 до 50 человек. Такое низкое количество явки людей в суд желает лучшего и указывает на то, что следует заниматься повышением правовой культуры и грамотности граждан.
Есть предложение вернуться к практике формирования списков присяжных заседателей от крупных предприятий, медицинских и образовательных учреждений по аналогии с народными заседателями в советское время, что позволит качественно улучшить состав кандидатов в присяжные.
В свете предполагаемого увеличения числа дел, подлежащих рассмотрению с участием присяжных, нам следует активизировать разъяснительную работу. Кандидаты в присяжные заседатели должны знать, какие права и обязанности они имеют при рассмотрении дела, что несут административную ответственность в случае неявки по вызову суда. При этом они должны быть проинформированы, что в случае участия при рассмотрении уголовного дела, их труд оплачивается и их ждет денежное вознаграждение в размере половины заработной платы должности судьи. Данное обстоятельство является дополнительным источником дохода и должно быть интересно всем, тем более не имеющим постоянного места работы части населения.
Уверен, что жители нашей области правильно поймут цели проводимого государством судебно-правовой реформы, важность и значимость расширения сферы применения суда присяжных заседателей, и внесет свою достойную лепту в развитие нашей родной и единственной страны.
Судья специализированного межрайонного
суда по уголовным делам Костанайской области
Е.А. Сералин
Материалы номера