Посадить, вырастить, построить...
Надежда НЕЧАЕВА, ng@ng.kz
Каждый из нас должен многое. Но главное - каждый человек должен быть человеком
Первоначально статья моя замышлялась о деревьях, о тополиной аллейке, посаженной детьми в качестве подарка ко дню рождения любимого города. Но обстоятельства вынуждают меня написать и о нас, людях взрослых, о нашем отношении к месту, где мы живем.
Как дочь своего отца, который выращивал первые яблоневые сады на Костанайщине, я тоже вырастила приличный сад около пятиэтажного дома по ул. Каирбекова - дома, в котором живу. Сейчас здесь растут березы, рябины, пирамидальные тополя, клены и сирень. Под деревьями - непременный цветник из чернобривцев, календулы, космей и любимых ромашек. А изгородь у меня вынужденно «живая» - из дикого винограда.
Во всех городских многоэтажных домах палисадники огорожены - это норма. А в нашем доме их и до сих пор нет. Наверное, потому что времена Булгакова и его персонажи вечны. И нашему дому изначально «свезло» с самозваным и бессменным Швондером в лице сверхупитанной тетеньки, от которой зависело благоустройство дома и двора.
20 лет назад я просила официальным заявлением сделать положенное ограждение палисадника. На что мне кричали: «Людям жрать нечего, а она занялась озеленением!» За 20 лет эта тетенька так и не сделала ничего доброго для дома, двора, для детей и жильцов. Но сплотила вокруг себя постоянно действующую «партию скамеечных сидельцев», а я, естественно, стала персоной нон гранта.
По причине отсутствия элементарного ограждения и воспитания все мои насаждения нещадно топтались и варварски ломались детьми и внуками «скамеечных сидельцев». За эти годы сменилось два поколения пацанов. Все насаждения дважды, а то и трижды пересаживались. Деревья ломали и снизу, и сверху, бросая из окон пакеты с мусором и бутылки. Вырывали и клали тут же вверх корнями кусты ромашек.
При этом скамеечные психиатры определили: бесплатно работают только психи и идиоты, ей все крушат, а она не отступает, столько лет уже ходит с молотком и ведрами! Просиживая по полдня на лавочках, они уже 20 лет пытаются понять, почему я это делаю.
Каждый год я самостоятельно сооружала забор из собранных на мусорке палок и натянутых веревок, по которым вился виноград. И ни один мужик ни разу не забрал у меня молоток и не помог. Зато дети постоянно ломали его, потому что «скамеечным сиделкам» он был как бельмо на глазу. Они при детях возмущались: «Загородила огород! Насадила виноград! Детям бегать не разрешает!»
Но для детей предназначена специальная площадка. Неблагоустроенная и тесная? Так, когда я взывала ко всем комиссиям, никто не вышел отстоять двор для своих детей. Теперь в нашем дворе стоят коттеджи. И под окнами не огород, а придомовой палисадник, который положено огораживать. И ращу я там не морковь и помидоры для себя, а цветы для красоты двора.
А в этом году я решила бороться с вандалами по системе Макаренко. Нужно научить детей уважать и ценить чужой труд, а значит, что-то сделать с любовью своими руками.
Решила я посадить аллейку около дома, со стороны шумной трассы, и привлечь к этому процессу детей из своего двора. До этого рассказывала им, что красивый пирамидальный тополь во дворе вырос за несколько лет до четвертого этажа из маленькой веточки от моего первого тополя. Но это их не очень впечатлило. А меня впечатлила новая тополиная аллея по ул. Амангельды. Густые кроны, стройные стволы - и красота, и идеальная стена от автомобильного смога и шума!
Меня всегда приводил в недоумение пустой газон вдоль грохочущей трассы перед жилым домом. Там изначально необходимо было высадить деревья в два ряда. Самим жителями. Но у нас же была разруха и в стране, и в головах. Городские службы несколько лет назад все же высадили там клены. Но без ухода половина их высохла и была изломана. Зато свободного места для подвига достаточно.
Ранней весной я нарезала веточек от полюбившихся тополей. В банке с водой они распустились и дали корни. С детьми я заключила договор: мы вместе посадим деревья, потом они будут их поливать, ухаживать за ними и оберегать. А в конце лета я о них напишу статью в газету. И им будет чем гордиться и похвастаться в школе в начале учебного года.
Бригаду ребята подобрали сами: старший, капитан, - ученик 7-го класса школы № 5 Данил Назарук, меньший, но очень шустрый четвероклассник 14-й школы - Ваня Билимов, ученица 4-го класса той же школы красавица Варвара Краснова и сестры Данибековы - Аида и Айдана, ученицы 5-го класса школы-гимназии.
В начале июня нам удалось осуществить свою затею. Главной проблемой было выкопать ямки в не самой благодатной, мягко говоря, земле. Я пыталась привлечь к процессу некоторых папаш. Один даже копнул разок и... пошел покушать. Обратно так и не вернулся. Зато за работу взялся Данил. И, к моему удивлению, мальчик показал всем настоящий мастер-класс. Он выкопал практически все ямки сам. Первой сажали Варину черемушку. Она заботливо держала деревце за стволик, а мы с Данилом аккуратно загребали корешки и формировали лунку. Что значит делать самому и для себя! Это был совсем не тот Данил, которого я до сих пор знала.
Пока работали, набежало много зрителей. Малыши носили в малюсеньких ведерках воду и тоже поливали ямки. По ходу работы я ребятам поясняла, что, как и почему надо делать. К моей радости и удивлению, то, что я собиралась сказать детям во время работы, Данил сам рассказал мне и меньшим детям:
- Вот говорят же, что каждый человек должен посадить дерево, родить сына и построить дом.
- Ну, ты молодец, что сам это сказал, и даже свою программу-минимум уже выполнил. Теперь еще их нужно вырастить.
Девочки за это время наносили воды и все лунки хорошо залили. Данил с Ваней притащили два ведра навоза и насыпали сверху.
Процедура огораживания тоже оказалась не из легких. В добытых колышках и палках были гвозди. Однако Данил и с ними лихо справился. Но вбить колья в землю правильно ему не удалось. Я это сделала сама, а он смотрел и учился, как это правильно делается.
- Видите, как это трудно? А вы сколько мне этих палок попереломали, порастащили? А сейчас, когда они нужны, их не найти.
Я собрала все трофеи, и мы все оградки сделали.
Разговоры о добре и зле, о том, что кроме слов «хочу» и «дай» есть слова «нельзя», «надо», «должен», о том, что работать - это не стыдно и что понятия стыда и совести не утратили своих значений и их никто не отменял, - все это я оставила на потом.
Но «потом» не состоялось. После двух расширенных заседаний «скамеечников» у детей резко изменилось настроение. Все оставшееся лето каждое раннее утро я поливала саженцы сама. Сама пропалывала, рыхлила, подвязывала. Абсолютно все саженцы прекрасно принялись, дали очень хороший прирост, с крупными красивыми листьями. И можно уже смело сказать: «Аллея тополей удалась!»
В нашем доме 120 квартир и в них гораздо больше добропорядочных жильцов - тружеников, способных ценить чужую работу, умеющих видеть красивое и благодарных за облагороженный двор, чем «скамеечников». Как же так получается, что атмосферу нашей жизни нередко определяет это меньшинство?
Я надеюсь, что детей эта первая в их жизни созидательная работа чему-то научит. Главное, что их деревья уже растут вместе с ними. Их нужно будет на зиму укрыть от мороза. А на следующее лето их тоже надо будет поливать и любить. Это теперь их аллея!
Материалы номера