Идут облавы на автобусных пиратов

Ольга ГОРАЙ

Перевозчики считают, что нелегалов можно вытеснить только регулярными рейдами и высокими штрафами

Официальные перевозчики, осуществляющие регулярные внутриобластные и международные рейсы, уже не первый год твердят, что их рынок захватывают так называемые «серые» водители или пираты, которые перевозят пассажиров незаконно.

Прокуратура области совместно с административной полицией и инспекцией транспортного контроля организовала рейды по выявлению и пресечению незаконных пассажирских перевозок. Но, по мнению перевозчиков, рейды дадут результат, если их будут проводить регулярно, а пиратов начнут штрафовать не менее чем на 500 000 тенге.

«Хлопнули» 31-го нелегала


Оперативно-профилактическое мероприятие «Нелегальный перевозчик» проходит в области с 13 по 28 августа. По данным на 26 августа к административной ответственности привлекли 79 водителей за занятие предпринимательской или иной деятельностью без соответствующего разрешения и 593 - за несоблюдение правил остановок маршрутных транспортных средств и других правил ПДД.

- Только в Костанае мы провели 4 рейда, - рассказал прокурор первого управления облпрокуратуры Алмат ЕСЛЯМОВ. - Группы дежурили на трассе Костанай - Рудный, отслеживали выезды из Костаная в сторону Федоровки, Аулиеколя, Карасуского, Алтынсаринского районов. Дежурили на центральном рынке, где набирают пассажиров нелегалы. Отследить водителей микроавтобусов и доказать, что они перевозят пассажиров проще. Проблему составляют водители на легковых машинах, работающие как такси. У них всегда есть готовый ответ, что они везет знакомых. Но мы старались заснять на видео посадку пассажиров. И в результате, протокол составили на каждого нелегала, которого остановили. Некоторых останавливали дважды. Нелегалы оплачивают штраф и продолжают незаконно работать.

И неудивительно, что пиратам легче заплатить штраф, который на сегодняшний день составляет от 5 до 25 МРП, чем начать работать как официальные перевозчики и такси.

Соответствовать правилам

Чтобы начать законную деятельность, «серым» водителям придется соблюдать «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». А это не так просто.

- Если в машине до 8 пассажирских мест, то водитель должен подать в местный исполнительный орган уведомление о начале деятельности такси, - рассказала руководитель отдела пассажирского транспорта и перевозок областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Гульнара БЕКМУХАМЕДОВА. - А значит, он должен выдерживать и выполнять все требования, которые предъявляются к такси: в машине установить таксометр, иметь кассовый аппарат. Автомобиль необходимо оформить в единой цветовой гамме и оборудовать «шашечками».

Водители, имеющие автомобили свыше 8 мест, должны оформляться как нерегулярные перевозчики либо участвовать в тендере на регулярные пассажирские перевозки.

- Нелегалы часто видят выход в том, чтобы получить лицензию на нерегулярные перевозки, - отметила Бекмухамедова. - Но в этом случае они будут иметь право обслуживать только конкретные мероприятия. Например, отвезти школьников на турбазу или фанатов футбола на матч. Но перевозить пассажиров из одного населенного пункта в другой даже 1 раз в неделю - им запрещено. Если владельцы микроавтобусов хотят заниматься перевозкой пассажиров, они должны участвовать в тендере. Мы считаем, что с нелегальными перевозчиками необходимо начать острую борьбу, иначе все официальные перевозчики скоро закроются. Мы и так уже лишились части маршрутов. Особенно страдают перевозчики из Житикары.

Рейды дали первые результаты. В управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог обратилось 4 нелегала, работающих на микроавтобусах. Они заключили временный договор на перевозку пассажиров на 2 месяца. Теперь, например, по маршруту Костанай - Большая Чураковка и Костанай - Свердловка будут ходить официальные перевозчики. Через 2 месяца будет объявлен тендер по этим маршрутам. Если «серые» водители примут в нем участие и выиграют, они должны выполнить все жесткие требования закона «Об автомобильном транспорте».

В частности, по правилам регулярные перевозки пассажиров осуществляются только с автовокзалов и автостанций. Ежедневно машина должна проходить предрейсовый технический осмотр, а водитель - медицинское освидетельствование. Микроавтобусы допускаются на обслуживание маршрутов протяженностью менее 300 км. Если маршрут более 500 км, то автобус должен быть оборудован мягкими сиденьями с откидными спинками и предусматривать место для водителя - сменщика. А на международные рейсы и вовсе допускаются перевозчики, имеющие специальную лицензию. Есть особые требования по оборудованию транспортных средств, обязательная продажа билетов, наличие багажных отсеков... Став легальными перевозчиками, «серые» перевозчики потеряют золотую жилу.

Жесткие штрафы

Но пока рынок пассажирских перевозок неконтролируемый, зарабатывать на нем легко: ни налогов, ни расходов, ни контроля. А тем временем мимо бюджета проходят миллионы тенге.

- Я занимаюсь пассажирскими перевозками 9 лет, - рассказал корреспонденту «НГ» индивидуальный предприниматель Юрий ТКАЧУК. - В Житикаре полный бардак. Нелегальных перевозчиков за последние 3 года развелось столько, что наши автобусы ходят пустые.

Меры, предпринимаемые на законодательном уровне, чтобы избавить рынок от пиратов, только усугубляют ситуацию. В 2012 году ввели обязательные лицензии на осуществление международных перевозок. Пока официальные перевозчики их оформляли, получали документы, нелегалы бойко работали, уводя последних клиентов.

- Каждое новшество, которое вводится в правила по перевозке пассажиров, бьет по карману перевозчика, - жалуется Ткачук. - Сначала обязали устанавливать топографы, мы вложились, а их отменили. Тех, кто ездит на дальние расстояния, заставили оборудовать автобусы мягкими креслами, а каждое кресло стоит $140. А нелегальные водители ничего не соблюдают. Хорошо, что начали проводить рейды. Но это не должно быть разовое мероприятие. Хотя бы 2 - 3 раза в неделю группы должны дежурить на всех выездах из Костаная. И сумму штрафов надо увеличить. Для нелегалов 5 МРП и даже 25 МРП - это копейки. Их доходы гораздо больше. Надо, чтобы штраф был с полмиллиона.

Ткачука поддержал еще один перевозчик из Житикары - ТОО, которое работает уже 12 лет. И из года в год терпит убытки из-за нелегалов.

- В Житикаре работает 50 нелегалов на микроавтобусах, - говорит директор ТОО «Житикараавтотранс» Исенбулат ХУСАИНОВ. - Выстраиваются перед въездом на автовокзал и забирают всех пассажиров. В день из Житикары уходит 5 - 6 микроавтобусов плюс легковые машины, мой 45-местный автобус идет пустой. Мы записывали номера, передавали их в административную полицию, но ситуация не меняется. Необходимы высокие штрафы, вплоть до конфискации автомобиля и регулярный контроль.

Сотрудники областной прокуратуры признают, что быстро справиться с нелегалами не получится.

- Планируем направить все силы и провести рейды на международных трассах, чтобы выявить нелегалов, которые возят людей в Челябинск, Екатеринбург, - пояснил Еслямов. - Мы понимаем, что требуется методичная постоянная работа. Вырабатываем алгоритм борьбы с «серыми» водителями. Планируем устраивать двухнедельные рейды 2 - 3 раза в год.

По словам Еслямова, главное - восстановить на рынке пассажирских перевозок добросовестную конкуренцию и уменьшить вероятность ДТП.