Вечная короткая память
Михаил ДЕМЕНТЬЕВ, ng.kz
Памятники степной погребальной архитектуры в Костанайской области гибнут от невнимания
Мазар в переводе с арабского - место, которое посещают. Сюда ходят, чтобы вспомнить о деяниях усопшего, помолиться. Традиционно за мазарами почитаемых людей всегда ухаживали, не давая разрушиться строению и стереться памяти. Вот только традиции стали забывать, а память оказалась ненужным балластом.
Никто уже в подробностях не сможет рассказать, кто же этот Кулке. Жители поселка Кумкешу Амангельдинского района, сдается, и имя-то его уже подзабыли. Нам наверняка известно, что он был просветителем и совершил паломничество в Мекку. В XIX веке это немало. И получить приставку к имени «хаджи» посложнее, чем сейчас «профессор» или «почетный академик». Еще говорят, что не стяжал он сокровищ материальных, и был если не беден, то точно не богат.
Таким был мазар Исмагамбета Караманова в 1958 году
А это все, что осталось от мавзолея Караманова - жалкие руины
Об этом свидетельствует и то, из чего построен мазар - саман. Да еще и сделанный по достаточно древней технологии - армированный прутьями тальника и дроблеными костями животных. Это строительный материал простонародья. Богатеи свои гробницы возводили из дорогущего красного кирпича.
Зато само строение возведено с той тщательностью, которая свидетельствует о глубочайшем почтении и даже любви. Во-первых, размер - ну не будет степняк, выживающий в жесточайших условиях, от нечего делать возводить натуральный дом, в котором никто и жить-то не станет. Во-вторых, добротные ступеньки, ведущие на «крышу», геометрически правильные купола. А внутри…
В конце 80-х, когда я первый раз посетил мазар, декоративные полуколонны, выступающие из стены, были гладкими! Подумать страшно, сколько времени и усилий ушло на шлифовку по определению шершавого материала. Да так, что все это продержалось почти сотню лет. Хотя, возможно, еще десятилетия назад за ним кто-то ухаживал. На первой фотографии 1958 года этот памятник степной погребальной архитектуры выглядит просто отлично. Но я его таким не застал. С каждым посещением отмечаю все новые следы разрушений.
У меня лично к подобного рода строениям особое отношение. Знаю, что мазар - не только место упокоения. В случае необходимости это и приют для путника. Неоднократно сам пережидал в них дневное пекло или ночевал. Было даже, что и прятался от сдуревшего верблюда. Но то же - для путника. А когда коровы там же ищут тень и гадят, пусть и неосознанно оскверняя могилу? По-моему, это перебор. Похоже, что обитатели Кумкешу живут только сегодняшним днем. Хорошо, что нашлись средства на ремонт школы и строительство мечети. Но наплевать на того, кого так сильно почитали прадеды… Это явный признак деградации. Что там творится это безобразие, они знают - рядом с разрушающимся мазаром новые кирпичные надгробия. Кому, как не местным жителям, подсуетиться и спасти разрушающийся памятник? Не могут? А довести до сведения вышестоящих или просто состоятельных людей? Не хотят? Ладно, тогда это делаю я. Конечно, мазаростроитель из меня никакой. Однако, может, найдется человек заинтересованный и, главное, могущий, готов предоставить имеющиеся у меня материалы. Пусть и немного. Или выехать на место.
На этом снимке 1958 года мавзолей Кулке выглядит отлично
Коровы теперь единственные посетители могилы Хаджи Кулке
Беда в том, что не один памятник в тех краях погибает. Посмотрите на фотографию оригинальнейшего строения - мавзолея Караманова Исмагамбета. Таким он был в 1958 году. А рядом съемки прошлого года. Возможно ли вообще узнать?
Но не только время безжалостно к строениям. Люди гораздо хуже. Возле поселка Урпек в том же районе стоит стела. По-моему, 30 с небольшим лет назад она была посвящена воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. И венчалась шпилем со звездой. Дело в советские времена обычное. Потому мне, тогдашнему пацану, детали не запомнились. Кончилась советская власть - срезали звезду. Заменили мусульманской символикой. Тоже понятно. В тех краях население - только казахи. Но вот зачем и кто прямо-таки ободрал памятник, да еще пытался разбить основание, непонятно. Но точно - не коровы и не бараны. А уж как это выглядит в свете празднования 70-летия Победы…
К счастью, не по всему региону обстоят дела так паршиво. Возьмем, к примеру, поселок Екидын. Памятников там множество. И все в очень хорошем состоянии. Кого ни спроси - расскажут и легенду, и что-же было на самом деле. Поселок такой же маленький, как и другие. Люди вроде такие же.
Вот и мучает меня вопрос, что заставляет одних помнить позапрошлые века, а другим так укорачивает память, что и прошлые года не интересуют. А старые мазары по-прежнему дают приют - когда путнику, когда коровам - и ждут своего спасителя.
Материалы номера