О старости позаботься в молодости
Евгений ШИБАРШИН
Пенсионное законодательство реформируется, а проблемы остаются
Состоявшимся пенсионерам с 1 июля 2017 года в базовой пенсии учтут трудовой стаж и годы участия в пенсионной системе
На этой неделе вступают в законную силу изменения пенсионного законодательства. Многих уже состоявшихся пенсионеров они обрадуют. Для тех, кто имеет большой трудовой стаж, размер базовой пенсии может увеличиться в 2 раза. Что касается будущих пенсионеров, то для них пока все не так просто.
В начале пути
В Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года записано, что целью преобразований является «обеспечение адекватности пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте». Оказалось, что если в сложившейся пенсионной системе ничего не менять, то многие казахстанцы, уходящие на заслуженный отдых в последующие годы, пополнят ряды малоимущих.
Причинами такого мрачного прогноза в этом документе названы:
- теневой сектор в экономике, снижающий охват населения услугами накопительной пенсионной системы;
- невысокий уровень оплаты труда отдельных категорий работников, особенно самозанятых в сельскохозяйственном секторе;
- недостаточная ликвидность отечественного фондового рынка для эффективного осуществления инвестиций за счет пенсионных активов;
- разрыв между реальными темпами прироста заработной платы за последние 20 лет и темпами роста производительности труда;
- сохранение относительно высокого уровня инфляции.
По сути преобразования, запланированные на ближайшие годы, эти проблемы не решают. Они, скорее, подправляют прежнюю систему, устраняя откровенные ляпы, которые были видны еще при переходе от солидарной на накопительную пенсионную систему. Уже тогда было ясно, что размеры выплат ушедшим на пенсию до 1998 года явно не будут соответствовать их трудовым заслугам. Это не только обречет ветеранов на нищенское существование, но и деформирует у молодого поколения понимание значимости честного труда.
Говорили тогда и о том, что размер обязательных отчислений в накопительные пенсионные фонды слишком мал, чтобы обеспечить будущим пенсионерам безбедную жизнь. А сколько было сомнений по поводу сохранности вкладов в НПФ! Понадобились годы, чтобы государство признало верность этих предостережений и что-то начало менять.
Правда, сделано пока лишь самое простое, и направлено оно на улучшение положения пенсионеров, доходы которых формируются в основном из государственных источников. Но таких с годами становится все меньше, и к пенсионному возрасту будет подходить больше людей, размер пенсионных выплат которых в основном будет зависеть от размера их допенсионных доходов. Вот тут-то и заложена мина замедленного действия.
Что заработал, то на пенсии и слопал
Основным источником для взносов в ЕНПФ является заработная плата. По официальной статистике, в 2015 году, в Казахстане доля дохода от трудовой деятельности относительно других видов составляет 79,7% (в Костанайской области - 70,9%). Причем, 69,5% (в Костанайской области - 60,9%) - от работы по найму. Как известно, с величиной заработной платы у нас большие перекосы. Ведь сложившаяся огромная разница в доходах будет отражаться на размерах накоплений в ЕНПФ, и на этой почве у будущих пенсионеров могут возникать социальные конфликты.
Сейчас, конечно, можно убеждать молодых людей, что пенсионное будущее полностью в их руках. Дескать, не ленитесь - зарабатывайте. Все правильно. Но давайте посмотрим на теперешние рыночные реалии.
В I квартале 2015 года средняя зарплата по республике составила 118 638 тенге, а в Костанайской области, например, - 85 602 тенге. Цифры усредненные, но разница-то значительная и за ними стоят конкретные люди, из чьих зарплат сейчас формируется будущая пенсия. Еще большая «раскоряка» по этому показателю сложилась по отраслям. Например, во всей промышленности средняя заработная плата в этот период была 163 950 тенге, в финансовой сфере и страховании - 208 862, а в сельском хозяйстве - 57 972 тенге. А ведь в аграрном секторе республики работает около полутора миллиона человек. 28% из них - наемные работники, остальных статистика относит к некоей аморфной категории, которую называли «самозанятые». Есть среди них, конечно, фермеры, главы крестьянских хозяйств и ТОО, но большинство имеют доходы от ведения своего подсобного хозяйства. Они все эти годы больше озабочены выживанием сегодня, чем обеспечением себя в будущем времени, при достижении пенсионного возраста.
Если говорить вообще о самозанятых, то по официальным данным в Казахстане их сейчас зарегистрировано около 2,5 млн человек (28,8% от общего числа занятых). Точных данных о том, сколько из них так и не открыли счета в накопительном пенсионном фонде, нет. Хотя по информации ЕНПФ на 1 июля 2015 года общее число вкладчиков по обязательным взносам - 9 389 909, что примерно на 700 000 больше общего количества занятого населения по официальной статистике (включая и самозанятых). По различным оценкам экспертов, обязательные пенсионные взносы делают лишь 60-80% занятого населения. Слабо используется и такая форма, как добровольные взносы. В ЕНПФ таких счетов «работает» 39 543. Более того, за первое полугодие 2015-го в сравнении с аналогичным периодом прошлого года их число уменьшилось на 1%.
Обновленное пенсионное законодательство дает возможность этой категории участвовать в пенсионной системе через формализацию своего статуса. То есть самозанятый может оформить патент индивидуального предпринимателя и тогда под давлением требований со стороны налоговых органов будет вынужден регулярно делать отчисления в ЕНПФ. При достижении пенсионного возраста, имея определенный стаж участия в пенсионной системе, он вполне логично может претендовать на получение базовой пенсии в размере больше 50% от прожиточного минимума. Не говоря о том, что на его счет в накопительном фонде тоже кое-что накапает.
Но вот в чем проблема: много ли самозанятых ухватятся за эту «удочку»? Сомневаюсь. Рыночная стихия уже вогнала их в свою колею и выйти из нее не так-то просто.
Есть, правда, еще один вариант - открыть депозитный счет в банке. Там тоже можно накопить деньжат. Судя по информации Нацбанка РК, этим способом пользуются многие, у кого появляются «лишние» средства. На июнь 2015 года в Казахстане физические лица имели 4 327 405 депозитов, на которых числится 4 трлн 273 млрд тенге. Это чуть меньше, чем общий объем накоплений на счетах Единого накопительного пенсионного фонда (4,922 трлн тенге).
Эти деньги для их владельцев могли бы стать капиталом и приносить инвестиционный доход. К сожалению, пока ими пользуются лишь банки, создавая себе прибыль, часть которой отстегивают собственникам денег, чтобы уберечь их сбережения от сожжения инфляцией. И на том, как говорится, спасибо.
Средняя температура по больнице
Впрочем, накоплениями в банках навряд ли создается запас на пенсию. Их, скорее, используют для дорогостоящих покупок или для поездок на отдых.
Видят ли в государственных структурах эти проблемы? Судя по вышеназванным пунктам из Концепции модернизации пенсионной системы, они им известны. Не ясно лишь, как их будут решать. Пока некоторые эксперты прогнозируют, что может получиться наоборот. Они считают, что введение 5-процентных обязательных профессиональных взносов из средств работодателя отрицательно скажется на зарплате работников и усилит тягу бизнеса к уходу в теневую экономику. Тут со стороны государства, возможно, нужны какие-то дополнительные превентивные меры административного характера.
Тема размера пенсий граждан, которые при достижении пенсионного возраста основной доход будут иметь только от выплат из накопительного пенсионного фонда, далеко не праздный. Речь идет о качестве жизни будущих пенсионеров. «Модернизаторы» пенсионной системы пока утешают себя и всех казахстанцев ссылкой на то, что коэффициент замещения доходов пенсионными выплатами соответствует норме, рекомендованной Международной организацией труда (МОТ) - не ниже 40%.
Вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана ЖАКУПОВА, разъясняя смысл новаций в пенсионном законодательстве, заявила, что этот показатель сохранится на том уровне, на котором в Казахстане установлен сейчас - 40 - 43%. Однако есть разница в использовании данного индикатора в условиях, когда основную долю пенсионных выплат формирует государство, создавая условия «уравниловки», и в то время, когда размер пенсии будет определяться объемом накоплений в ЕНПФ. Тогда этот показатель будет сродни «средней температуре по больнице».
Уже сегодня многие эксперты к ссылкам на коэффициент замещения относятся критически. В некоторых странах он может быть меньше, чем в Казахстане, но там более развита система государственной поддержки социальной сферы. Это тоже способ поддержать пенсионеров. Например, в некоторых странах Европейского союза доля ВВП, идущая на социальные нужды, достигает 30%, а в Казахстане этот показатель не дотягивает до 10%. У нас даже гарантированный объем бесплатных медицинских услуг финансируется не в полном объеме, что заставляет пенсионеров обращаться к платной медицине. О каком качестве жизни в таком случае можно говорить?
Подводя итог, можно сказать, что в реформировании пенсионной системы сделан лишь первый маленький шажок. Движение дальше предполагает развитие ответственности за будущих пенсионеров у всех участников этого процесса: государства, работодателя и самих граждан. Пока получается, что в этой триаде основная тяжесть ложится на граждан. В худших традициях диких рыночных отношений.
Материалы номера