«Кайрак»: дорога улучшится, а время пропуска?

Реконструкция дороги через «Кайрак» должна завершиться к концу 2015 года

Самый крупный на севере Казахстана пограничный пост «Кайрак» является международным и пропускает в сутки до 10 000 автомобилей. Столько бывает в выходные дни, когда граждане двух сопредельных государств едут в сопредельную область.

Первые впечатления о Казахстане всякий, вновь въезжающий, получает именно тут. А в последние годы впечатления эти и у гостей, и у самих казахстанцев «не айс»: многочасовые очереди, отсутствие туалета, невозможность даже руки помыть, а главное - полное отсутствие приличной дороги на самом пропуске. Та, что есть, - вся в выбоинах, а в межсезонье - и в грязи. И вот в начале июня на пропуске «Кайрак» началась реконструкция.

После реконструкции

По обе стороны здания будет по пять полос для авто

В декабре 2015 года на пограничном посту «Кайрак» должно завершиться обустройство поста на участке протяженностью 1,3 км. Сюда войдет территория пограничного пункта и подъездные пути к нему со стороны Казахстана и российского пункта «Бугристое». Заказчик - Костанайский филиал АО «НК «КазАвтоЖол».

- 7 июля в ходе тендера победило ТОО «Казсевавтодор». С ними заключен договор, и они уже приступили к работам, - рассказывает директор областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Андрей ГОРВАТ.

Техника «Казсевавтодора» действительно уже зашла на территорию поста. Завезена земля, и ее начали утрамбовывать. Старое асфальтовое покрытие будут снимать по мере необходимости. Вначале, как рассказывает начальник участка ТОО «Казсевавтодор» Рустам АЛБАГАЧИЕВ, будет проложена новая дорога по одной стороне здания, потом - по другой, что позволит пограничникам работать в нормальном режиме. То есть реконструкция, по словам главного инженера проекта Владимира ЛЕВИНЦЕВА, не должна парализовать работу пункта пропуска.

После завершения реконструкции количество полос на территории пункта пропуска увеличится. Расширится дорога и на въезде-выезде на территорию «Кайрака». Одновременно проверке будут подвергаться 10 автомобилей (5 въезжающих, 5 выезжающих). По одной полосе с каждой стороны предназначено специально для автобусов, по две - для грузовых фур. Учитывая, что сейчас с каждой стороны одновременно может досматриваться по 2 машины, это заметно ускорит время прохождения пограничного осмотра. Конечно, если пост будет укомплектован достаточным количеством сотрудников.

- В нашем проекте не предусмотрено создание дополнительных окон для прохождения пограничного контроля, все это в ведении пограничной службы. Также мы ничего не будем делать в самом здание терминала. Расширим ширину пограничного поста, она будет вся заасфальтирована. И еще мы должны будем сделать освещение на той территории, которую реконструируем, - рассказывал Владимир Левинцев 23 июля первому заместителю акима области Гауезу Нурмухамбетову, который приехал посмотреть на начало работ.

Мост через лог на границе России и Казахстана останется на прежнем уровне

Вечная уборка

По личным ощущениям, самое слабое место проекта реконструкции ПП «Кайрак» - явное отсутствие взаимодействия между ведомствами. Республиканский бюджет тратит 403 167 000 тенге на реконструкцию дорожного полотна с его расширением.

В пограничном терминале (здании, где проходят паспортный контроль) пока ничего не изменится. Как объяснил проектировщик, остальное остается в ведении пограничной службы КНБ. Пограничники, судя по всему, менять что-то нужды не видят.

- У нас созданы все условия в этом пункте пропуска для граждан своего государства и иностранцев, мы не видим необходимости что-то менять. На въезде и выезде есть благоустроенный туалет, запасной - на улице. Пункт оснащен техникой для проведения паспортного контроля, - заявил «НГ» представитель войсковой части 2031 пограничной службы КНБ Мейрхат ЖУМАШЕВ.

Возражения, по поводу того что благоустроенный туалет чаще всего стоит закрытым, Жумашев не принял: «Скорее всего, он во время вашего посещения был на уборке, по санитарным нормам предусмотрено, что туалет может закрываться на два часа в сутки на уборку». Ну, видимо, на «Кайраке» убирают бесконечно. Поэтому проезжающие с нетерпением ждут российский пункта пропуска «Бугристое», где всегда открыт туалет и можно помыть руки. Между тем эти простые удобства, так необходимые людям, создают общую картину о стране.

25 июля, когда я вновь посетила «Кайрак» уже без высоких гостей и всякого парада, туалет вновь был закрыт. Старший смены Кайрат МАЙЛЫБАЕВ на вопрос «НГ» вначале уверял, что он просто занят. Мы не отступились и подождали, пока освободится. В итоге старший вынужден был по рации попросить, чтобы туалет открыли. Минут через 20 я впервые уверилась, что таковой на «Кайраке» существует. Правда, только номинально.

- Но на въезде точно работает, - уверил меня пограничник.

И напрасно - туалет был закрыт. Кстати, был он закрыт и в воскресенье, 26 июля, когда я вновь проезжала через этот пункт пропуска.

Туалетная проблема существует и на подъезде к «Кайраку». С началом реконструкции убрали жалкое дощатое сооружение - единственное место, где люди, пересекающие границу, могли удовлетворить свои естественные потребности. И только обращение граждан на сайт ng.kz заставило ответственных товарищей поработать над этим вопросом.

- Вчера мы поставили два временных деревянных туалета и даже успели их покрасить, - показывая на две синие будочки, установленные перед въездом на пункт слева от дороги, сообщил 23 июля директор Костанайского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Андрей ГОРВАТ.

О прекрасном будущем: через 2 месяца в рамках реконструкции где-то здесь появится кирпичный четырехместный сортир. Тот кирпичный, что установлен на въезде со стороны России, там же и останется. Его только приведут в порядок и обустроят подход.

Дополнительный комфорт на пропускном пункте не предусмотрен. Наш вопрос о том, не планируется ли установка кондиционеров в терминале паспортного контроля, поверг представителей пограничников в легкий шок. «А зачем они? Кондиционеры не предусмотрены в проекте здания, люди там находятся минуты и сразу же после отметки выходят», - удивился Мейрхат Жумашев.

Количество полос и пропускную способность «Кайрака» намерены увеличить:

Договариваемся с Россией

Главные вопросы, которые интересует любого читателя: уменьшится ли время для прохождении пункта пропуска и и исчезнут ли очереди, пока однозначного ответа не имеют. Во-первых, потому что неясно, сумеет ли пограничная служба быстро и адекватно подстроиться под изменения. Ведь число машин, которые можно будет пропускать одновременно, увеличится. А во-вторых, потому что работа нашего пропускного пункта так или иначе связана с работой российского «Бугристого».

В частности, даже стороннему человеку ясно, что само по себе расширение полос на «Кайраке» не особо повлияет на скорость прохождения паспортного контроля. Между «Бугристым» и «Кайраком» есть лог, через него лежит неширокий мост с двухполосным движением. Он находится на нейтральной территории, и здесь ничего в рамках начавшейся реконструкции меняться не будет. Не планируется пока никаких работ по расширению дороги и на территории России. В итоге мост окажется самым узким местом, где могут скапливаться машины.

Казалось бы, две страны должны совместно участвовать реконструкции, но, как выяснилось, у россиян земля не оформлена за ФСБ, поэтому сейчас они приводят в порядок документы.

Рабочее совещание по реконструкции с участием замакима области Гауеза Нурмухаметова

Заместитель акима области Гауез НУРМУХАМЕТОВ отметил, что в рамках реконструкции пограничного пункта «Кайрак» идут переговоры на уроне руководства двух областей - Челябинской и Костанайской. А также на уровне правительства. О чем? Уточнять никто не стал, ссылаясь на государственную тайну.

Реконструкция на «Кайраке» началась со стороны России

СПРАВКА

Пограничный пункт пропуска «Кайрак» контролирует участок границы с РФ протяженностью 300 км. Пост основан в 1993 году, вместе с пограничниками здесь работали и таможенники. В июне 1993 года это были три вагончика, позже под руководством таможенной службы здесь построили комплекс зданий и сооружений на шести гектарах, оснащенный современной для того времени техникой. С тех пор тут ничего не изменилось. В 2011 году после создания Таможенного союза таможня отсюда ушла, передав все хозяйство пограничникам.