Все начинается с любви
Это было непросто - накануне Дня учителя найти человека, который, с одной стороны, был бы в теме, а с другой - мог бы непредвзято, со стороны оценить, какова сегодня наша школа. Мы в этих поисках сбивались на суету, хотели полемизировать на злобу дня - о прессе ЕНТ, об осточертевшей нехватке учебников, о том, кто виноват и что делать. Но вчерашний учитель, а теперь сотрудник частной костанайской фирмы, будущий специалист по рекламе Наталья АНДРЕЕВА говорила о поисках гармонии и о любви. И все - в тему. Учительскую.
От слова «образ»
- Наталья Евгеньевна, вы профессию выбирали по любви?
- У нас она почти наследственная по женской линии. Я после 7 класса поступила в лицей при педколледже, а уже восьмиклассницей ходила на практику в детсады. Потом был собственно колледж, и в 17 лет я уже имела профессию.
- Глаза горели?
- Да. И учиться было интересно, для нас подобрали отличных педагогов. Я сидела у них на занятиях с открытым от восхищения ртом. Знаете, так среднее звено в школе обычно почему-то неинтересное. У меня и успеваемость снизилась, хотя в младших классах я была отличницей. А лицей был таким чувствительным толчком, после которого пришло осознание, что учиться надо, и можно это делать с удовольствием.
- С этого места, если можно, подробнее. Учеба - труд, сейчас, по-моему, тяжелее шахтерского. Больно смотреть, как быстро выцветают улыбки на мордашках первоклассников. Почему, как вы думаете?
- По-моему, школа становится слишком механистичной, поточной. Темп изменений и нововведений - бешеный. Не вписался - вылетел, как винтик, на ходу. Это касается и детей, и учителей. Главное - план, уровень успеваемости. Сейчас упор на то, чтобы напичкать ребенка знаниями, зачастую отрывочными. А ведь что такое образование, которое от слова «образ»? Почему оно так называется? По-моему, потому, что задача школы - помочь ребенку достичь какого-то образа. Если уж совсем просто - образа хорошего человека. Ведь он 11 лет растет в школе, из маленького становится большим. И ему нужна не одна голая информация, но и умение достигать гармонии с миром. Он должен выйти из школы не забитым и усталым, а полным сил, уверенным в своей уникальности.
Есть такая школа
- Утопия это, Наташа.
- Нет, это идеал, к которому надо стремиться. Вам, наверно, знакома фамилия Щетинина - педагога-новатора, чьи идеи с трудом пробивали себе дорогу. И все-таки стали реальностью. Мои знакомые недавно были в Крыму, там на природе, в окрестностях Симферополя есть школа, в которой все сделано детьми. Мне показали снимки, кассеты, рассказали массу интересного. Знаете, и общее впечатление очень сильное, и небольшие штрихи меня поразили. Школа вся расписана детьми. И их рисунки никто не подправлял, чтобы улучшить общее впечатление. У них хореографический класс прямо в лесу, танцпол выложен так, что сосны вписаны в него, как живые колонны. Там дети пишут учебники. Там работают лучшие педагоги России. Одни любят учиться, другие с любовью их учат. Когда к директору школы обратились с предложением написать свою программу, он ответил: «Мне некогда возиться с бумагами, когда рядом дети». Мне нравится этот подход.
- Почему вы сменили работу?
- Хотелось роста во всем. Творческого - в школе, дополнительного комфорта - дома. А я как-то и в том, и в другом остановилась. Когда стала завучем, столько бумажной волокиты навалилось. Я стала жестче, суше воспринимать свою профессию. Но я со школой не порвала.
- Собираетесь вернуться?
- В качестве родителя.
- Вы ведь замуж недавно вышли?
- Да, в начале сентября. И все мои коллеги из родной школы были, а главное - для меня танцевал наш школьный ансамбль «Тарлан». Я была так тронута. И потом, я с коллегами общаюсь, так что школьная тема для меня не забыта.
- Поздравите коллег?
- Конечно. Прежде всего, своих - из школы №23. Обязательно позвоню любимой учительнице и наставнице Валентине Степановне Лукиной. Когда она со мной ездила на республиканский конкурс, все думали, что я с мамой приехала. А вообще, всем учителям хочу пожелать больше дней, когда хочется творить, благодарных учеников, понимающих родителей. Чтобы государство вас ценило, берегло и уважало. А еще - любви. Особенно женщинам. Ведь отдавая ее каждый день чьим-то детям, учителя часто сами остаются недолюбленными.
Из досье «НГ»
Наталья Андреева работала в школе №23 сначала учителем начальных классов, затем завучем по воспитательной работе. 8 лет педагогического стажа. На республиканском конкурсе «Панорамный урок» получила «Гран-при», представляя свою работу по системе личностно ориентированного обучения «Шаг за шагом».
Материалы номера