Ждите сюрпризов: Как проехать лужу или брод?
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Там, где на городских улицах нет ливневой канализации, после дождя скапливаются большие лужи, и у водителей возникает проблема: как проехать, не повредив автомобиль?
Аналогичная ситуация и у любителей выезжать для отдыха на природу. По броду нужно переехать на другой берег реки, и тут тоже возможны всякие неожиданности. Как их избежать? На эти вопросы отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета КГУ Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- В идеале лужи на дорогах нужно стараться объехать, особенно в незнакомых местах. Но если такой возможности нет, то в городе водителям легковушек лучше подождать, когда через нее поедет машина покрупнее: грузовик или джип. У них дорожный просвет больше, значит, и вероятность «поймать» неприятность меньше. Следуя за ними, вы заранее сможете оценить и глубину лужи, и состояние дороги под водой. Что касается луж за пределами города, то лучше предварительно ее промерить. Допустимая глубина - не более 20-25 см. Это примерно высота бордюрного камня. Для внедорожников специалисты рекомендуют не более 30 см.
Чем опасна большая глубина? Дело в том, что воздухозаборники обычно располагаются на высоте 30-40 см, поэтому специалисты предостерегают: вода может попасть в двигатель, что приведет к гидроудару. Ремонт мотора после такой поломки влетит в немалую сумму. Вода может попасть и в электропроводку, находящуюся в полости порогов салона, что зачастую приводит к сбою в работе электросистемы. А брызги, влетающие в подкапотное пространство, попадая на электроразъемы, в дальнейшем приводят к окислению металла в контактах. Эта проблема дает о себе знать через некоторое время.
Есть еще один критерий, по которому оценивается возможность проезда через водное пространство. Особенно в тех случаях, когда приходится проезжать через речной брод. В таких случаях во внимание берут еще и высоту расположения выхлопной трубы. Если вода через нее попадает в глушитель, то возникает препятствие для выхода выхлопных газов и двигатель даже без гидроудара может заглохнуть.
Лужи нужно проезжать на минимальной скорости (10-20 км/час), не ускоряя и не замедляя движение, а также не меняя направление. Иногда приходится наблюдать, как некоторые водители проезжают лужи с шиком, на большой скорости. Они утверждают, что передние колеса разгоняют воду, улучшая прохождение лужи всему автомобилю. В реальности все происходит наоборот - на большой скорости вода не успевает стекать по ламелям шин и возникает аквапланирование. Автомобиль как бы всплывает и теряет управляемость. Для переднеприводных автомобилей неуправляемыми становятся колеса задней оси, для заднеприводных - наоборот. Опасность потери управляемости возникает даже при проезде небольшой лужи на большой скорости. Я уж не говорю о том, что в таком случае грязью можно облить пешеходов или стекла встречного автомобиля, водитель которого на какое-то время теряет видимость.
Названные рекомендации пригодятся и при пересечении речного брода. Иногда можно увидеть картину: посреди брода у автомобиля заглох мотор и водитель безуспешно пытается его завести. Этого делать не надо. Если двигатель остановился из-за попадания воды на электропроводку, не надо «насиловать» аккумулятор. Вы его только погубите. Если причина в гидроударе или попадании воды в глушитель, вы только усугубите поломку двигателя. В таких случаях нужно искать буксир.
Материалы номера