Как костанайцы САИС отключили

Галина ПЕТРЕНКО

Сейчас деятельность всех этих систем на территории Казахстана приостановлена

Такое действие возымели результаты судов, куда при поддержке юристов областной Палаты предпринимателей обратилось двое грузоперевозчиков. Они доказывали, что специальные автоматические измерительные средства ошибочно зафиксировали на их транспорте перегруз. Следовательно, штраф общей суммой 1,2 млн тенге им выписан незаконно.

Предписания, а вместе с ними и необходимость уплатить штрафы получили еще 36 предпринимателей. До суда дело довели двое. И выиграли.

Напомним, проблемы с САИС возникли еще в прошлом году. Коснулись еще большего количества грузоперевозчиков. И тогда в Палате предпринимателей собирали несколько рабочих встреч, в которых участвовали в том числе представители транспортной инспекции и транспортной прокуратуры. Массу предписаний тогда отменили, штрафы людям возвращали. Однако в этом году история повторилась, только уже не на территории нашей области САИС выдало некорректные данные, а в Атбасаре, Балхаше. И на этот раз палата рабочими встречами не ограничилась, вместе с предпринимателями ее эксперты выступали в суде.

Решения, которые были приняты, аукнулись в целом по стране.

- После указанных судебных решений в пользу предпринимателей Комитет транспорта отозвал 712 предписаний по всей республике, - сказал на брифинге заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Самат САДВАКАСОВ. - Более того, Главной транспортной прокуратурой республики было направлено предписание в Комитет транспорта о приостановлении работы всех систем САИС в Казахстане.

В рамках проверки органами транспортной прокуратуры, транспортного контроля и технического регулирования были проведены совместные комиссионные обследования автоматических измерительных средств на предмет достоверности выдаваемых ими показаний. Как показали результаты обследований, все 9, функционирующих на постах транспортного контроля САИС, не обеспечивают достоверную фиксацию весовых параметров автотранспортных средств. При таких обстоятельствах данные спецсредств не могут быть признаны достаточными доказательствами нарушения перевозчиками правил перевозки грузов. В связи с этим предписано: приостановить использование данных САИС до устранения выявленных нарушений, а выданные на основании их данных предписания признать недействительными. Соответствующий приказ руководителя Комитета транспорта появился на свет 23 июня.

Общественности и предпринимателям, в частности, остается дождаться оргвыводов из этой нелепой ситуации, если, конечно, они вообще последуют. (Надеемся, палата их тоже обнародует). Важно добиться главного - выяснить, что с ними не так, с этими измерительными средствами, и если было закуплено некачественное оборудование, то кто купил и какую ответственность понесет за это. Ведь второй год нервотрепка, мешающая людям работать.

Брифинг в Палате предпринимателей проводили по итогам полугодия. И дали любопытный расклад. Обращаться в Палату предприниматели стали чаще. За полгода зафиксировано 85 обращений, в прошлом году за то же время - 65. По словам Садвакасова, 32% жалоб - на налоговиков. Всплеск именно с начала этого года связан с началом действия нормы о необходимости тем, кто хранит и реализует алкоголь, уплачивать лицензионный сбор. И речь даже не о тех, кто невнимательно читал закон и опоздал с уплатой. Предприниматели говорят об отсутствии со стороны фискалов индивидуального подхода, о несоразмерности наказаний.

Так норма закона, примененная уж очень рьяно, становится пресловутым барьером для ведения бизнеса. Водителя ТОО «Шолаксай» сотрудники транспортной инспекции за отсутствие предрейсового медосмотра привлекли к ответственности и забрали техпаспорт на машину, что незаконно. Недавно в костанайскую палату обратился российский предприниматель, просил содействия в разрешении ситуации. Его машина, груженая зерном, с 19 июня стоит на штрафстоянке. За перегруз. Нарушение он не оспаривает, но зерно просит дать возможность отвезти на мельницу, он ведь договор срывает. То есть нарушения нарушениями, но до абсурда-то стремление наказать не должно доходить.

Что касается проблем, связанных с лицензионным сбором, то эксперты палаты заявили, что они обобщены и есть намерение настаивать на внесении изменений в законодательство. Кроме того, трое костанайских предпринимателей обратились по тем же вопросам в Генеральную прокуратуру, считая, что в отношении них нормы закона были применены неверно.

Много было жалоб со стороны предпринимателей, которые официально приостановили свою деятельность, но лицензии не сдали, а их оштрафовали за неуплату лицнзионного сбора, - привел пример Садвакасов. - Предприниматели говорят, что длительное время не работают, магазины их сданы в аренду. В налоговом комитете их не ставили в известность, что лицензии на торговлю алкоголем им седует сдавать, а после 20 января к ним поступили предписания об уплате штрафов. А предприниматель из Мендыкары, имеющий небольшой магазин, просрочил оплату лицензионного сбора на 3 дня. Но если сам сбор у него составлял 60 тыс. тенге, то штраф за это ему выписали около 300 тысяч.