Как размещать в автомобиле груз и пассажиров?
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
Летом многие на своей машине отправляются в дальние путешествия. Едут обычно не одни и берут с собой большое количество груза. Как рассадить пассажиров и расположить багаж, чтобы не ухудшить управляемость автомобиля?
На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Первое правило - это не перегружать автомобиль. У каждой марки есть определенные ограничения. Казалось бы, перегруз улучшает сцепление колес с дорогой, что дает положительный эффект. Однако на деле он ведет к невосстановимой деформации деталей подвески, а создавая определенные углы, отрицательно сказывается на управляемости. На перегруженном автомобиле возрастают усилия на приводные элементы и подшипники, сокращая срок их службы. Поэтому прежде всего нужно знать максимальный вес и количество пассажиров, перевозимых на вашем автомобиле.
Относительно правил размещения груза нужно исходить из того, что идеальный вариант - вся масса автомобиля между передней и задней колесными осями распределяется равномерно. Поэтому чем ближе груз к центральной части между осями, тем лучше. Конструкции некоторых современных автомобилей позволяют сдвигать или складывать сиденья. В зависимости от количества пассажиров такую возможность нужно использовать. Если нет, то груз лучше разместить ближе к задней оси. Либо в свободном пространстве между сиденьями или на сиденьях.
Есть машины, у которых багажник вынесен далеко за линию задней оси, что может усилить отрицательный эффект при расположении груза у заднего борта, а не ближе к центру. Опыт эксплуатации показал, что в таких случаях зачастую происходит разрушение элементов кузова: у заднего стекла появляются трещины. Поэтому при большом количестве багажа более тяжелый груз лучше расположить ближе к центру, а у заднего борта - более легкий. И, конечно, не нужно забывать о его креплении.
Несколько слов о том, как неправильное размещение груза может повлиять на управляемость автомобиля. Дело в том, что управляемые колеса находятся на передней оси. Не случайно на них стоят и более мощные тормоза. Конструкторы учли, что при торможении под воздействием массы двигателя происходит «клевок» автомобиля и давление на переднюю ось усиливается. Когда груз располагается за линией задней оси, происходит разгрузка передней оси. Даже при одном и том же грузе увеличение этого плеча приводит к снижению давления на переднюю ось. В таком случае контакт управляемых колес с дорогой уменьшается, снижается эффективность торможения передних колес и при повороте возможен передний занос машины. Чтобы заноса не произошло, водителю нужно увеличивать радиус поворота. Не зная этих особенностей, водитель может оказаться не готовым к такой ситуации, что может привести к неприятностям. Особенно в дождливую погоду.
У переднеприводных автомобилей размещение груза у заднего борта создает дополнительные трудности во время движения в горку. В таких случаях некоторые водители преодолевают препятствия задним ходом, но лучше до этого не доводить.
Сейчас у многих автолюбителей автомобили с тремя рядами кресел и обычно в среднем ряду сажают детей. Правильнее в таких случаях более легких пассажиров сажать на третий ряд.
При перевозке груза на внешнем багажнике нужно располагать его с учетом его центра тяжести и укладывать в средней части по оси и ширине багажника.
Материалы номера