Слова - английские, политика - наша
Евгений ШИБАРШИН
Не навредит ли бизнесу денежно-кредитная политика Нацбанка?
24 апреля правление Нацбанка РК одобрило денежно-кредитную политику до 2020 года. По некоторым ключевым позициям между экспертами сразу же разгорелась дискуссия. «НГ» попросила высказать свою точку зрения начальника управления науки и послевузовского образования Костанайского госуниверситета, кандидата экономических наук Андрея КОВАЛЯ.
Найти баланс
- Андрей Петрович, денежно-кредитная политика до 2020 года предполагает переход к режиму инфляционного таргетирования. Нас уже так приучили, что как только власти начинают говорить о политике незнакомыми словами, значит, жди каких-нибудь неприятностей.
- У нас действительно любят простые вещи описывать иностранными терминами. Возможно, это и неплохо - нужно привыкать к терминологии, которая используется в мировой экономической науке. «Таргет» в переводе с английского означает «цель, объект, мишень». То есть государство в данном случае заявляет о своей политике целевого воздействия на инфляцию.
В инфляционном таргетировании для нас нет ничего нового. Несмотря на то, что Казахстан давно уже заявил о переходе к свободному, плавающему курсу тенге, Нацбанк все это время фактически занимается таргетированием. Поскольку обменный курс тенге влияет на инфляцию, то, участвуя в торгах на валютной бирже, Нацбанк РК регулировал курс национальной валюты. Сейчас пришло время об этом инструменте заявить официально. Инфляционное таргетирование ставит целью удерживать определенный уровень инфляции разными инструментами. В том числе и через частно-государственное партнерство, включая договоренность государства и бизнеса не повышать цены на определенные товары и услуги.
На Западе такие подходы - нонсенс, но и там попытки регулирования цен предпринимаются. Но другими способами. Тут важно найти баланс между государственными и рыночными инструментами регулирования. В экономически развитых странах инфляционное таргетирование применяется давно. Особенно серьезно к нему начали относиться во время кризиса 2007-2009 годов. На мой взгляд, Казахстан сейчас декларирует этот режим под воздействием какого-то внешнего наблюдения в связи с какой-то программой. Возможно, где-то поставили условия, что переход к инфляционному таргетированию необходим.
Если бы у нас был реально свободный, плавающий курс тенге, то и экономика, рынок были бы абсолютно другими. То, что сегодня происходит в Казахстане, называют «государственным капитализмом». Планка в экономике у нас сдвигается в сторону более сильного влияния государства. Ищется какой-то баланс. Когда мы его найдем - вопрос открытый. Этот процесс к тому же сопровождается коррупцией, которая уже сама по себе сдерживает развитие страны.
- Получается, что новой угрозы для бизнеса нет?
- Бизнес всегда существует в условиях угрозы и неопределенности. Это высокоэффективное вложение денег и ресурсов, и там пересекаются экономические интересы многих сил. Предпринимателям нужно быть готовыми ко всему. На ком-то, возможно, и режим таргетирования скажется, например, через перерасчет валютной выручки. Тут нужно иметь в виду, что постоянно возникают некоторые новые условия и нужно быть готовым в них вписаться.
Будут ли кредиты дороже?
- Во время презентации денежно-кредитной политики до 2020 года говорилось, что она формировалась на основе опыта других стран. Но некоторые эксперты отмечают, что другие государства в качестве основного инструмента инфляционного таргетирования брали регулирование процента рефинансирования: инфляция растет - процент увеличивается, инфляция снижается - процент уменьшают. Получается, что Нацбанк, сдерживая рост инфляции, тем самым способствует дороговизне кредитов в коммерческих банках. А ведь этот фактор сегодня называется главным в сдерживании развития малого и среднего бизнеса?
- Инфляционные процессы идут по спирали, и развитие бизнеса идет циклично. В данном случае государство не отказывается от поддержки бизнеса. Вопрос лишь в том - какого бизнеса? Малого и среднего или крупного? У нас пока активно развивается крупный бизнес, причем в узком сегменте. Что касается малого и среднего, то приняты различные программы, созданы специальные финансовые институты, однако насколько они эффективны, могут сказать только сами предприниматели. Во всяком случае, мой личный опрос студентов показывает устойчивую тенденцию: люди стремятся занять другие ниши в обществе. Связано ли это с реальным состоянием бизнес-среды или с каким-то информационным влияниям - нужно изучать отдельно. Но предприниматели действительно постоянно говорят о трудностях получения кредита. Бизнес в аграрном секторе жалуется на проблемы с залоговым имуществом. Эти вопросы актуальны уже 20 лет.
Что касается возможного влияния на эти процессы инфляционного таргетирования, то оно нацелено на стабилизацию макроэкономической ситуации. Не может быть процветающего бизнеса в стране, где большой уровень инфляции, где неуправляемая финансовая система. Единственный вопрос: каким образом государство надеется увязать политику Нацбанка в отношении банков второго уровня с поддержкой определенных секторов бизнеса? Это уже вопрос приоритетов государственной политики. Но, в принципе, увязать вполне возможно. Когда в западной экономике происходили нехорошие процессы, банки по рекомендации Евросоюза, МВФ меняли процентную ставку, прошел кризис - они ее тоже изменили. К тому же для сдерживания инфляции, кроме процента рефинансирования, есть и другие инструменты. Например, можно стимулировать спрос, наращивать предложение товаров и услуг, а чтобы не допустить привнесенной инфляции, можно принимать меры по защите внутреннего рынка. У нас эти вопросы пока остаются за рамками комплексного подхода. Например, практика работы в условиях ЕАЭС показала, что наши приграничные области не готовы просчитать возможные ситуации. Наша система вертикального интегрирования власти начала буксовать - необходимые решения с учетом возникшей ситуации принимаются с большим опозданием. Целые отрасли, в том числе и в нашей области, во многом стали заложниками просчетов и обстоятельств.
Инфляционное таргетирование в условиях рыночной экономики - необходимый для Нацбанка инструмент. Пиковый момент для таргетирования - девальвация. Если этот инструмент работает нормально, ее можно избежать.
Другое дело - где та мера, когда государственное вмешательство в экономику начинает вредить? У каждой страны свои специфические условия, которые могут стать препятствием для применения чужого опыта. В Казахстане, например, так произошло с кластерами. На Западе эта модель работает, у нас же попытки ее привнести лишь выработали у бизнеса негативное отношение ко всему, что навязывает им государство. Хотя кластеры, созданные самими компаниями внутри себя, работают успешно. Возможно, дело здесь не только в госпрограммах и в рекомендациях титульных западных или восточных экспертов, которые даются в новых для нашего слуха терминах, а в отсутствии четких механизмов реализации принятых решений и кадров профессиональных исполнителей.
Фото Евгения ШИБАРШИНА
Материалы номера