Придут, посмотрят, разъяснят...
Галина ПЕТРЕНКО
Что такое «иные формы контроля и надзора»
В конце 2014 года президент подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности».
В силу он вступил с 1 января 2015 года. Изменений много, в том числе в сфере проверок, которая всегда предпринимателей очень интересует. В «НГ» есть несколько вопросов от них по нововведениям. Ответить мы попросили начальника отдела специальных учетов управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Костанайской области Гульмиру АЛКЕБАЕВУ.
- Гульмира Баяновна, ваше управление предприниматели знают как структуру, которая разрешает или не разрешает проводить у них проверки, то есть оценивает, насколько законно они назначены. Но сейчас в этой сфере ваши функции расширились?
- Да. И пожалуй, самое главное изменение для нас, внесенное упомянутым законом, - это наделение Комитета по правовой статистике и специальным учетам функцией по координации проверок всех государственных органов, на нашей базе создается механизм управления процессами государственного контроля. Сейчас завершается разработка новых Правил государственной регистрации и учета проверок, а также иных форм контроля и надзора.
- Нововведений много. Предлагаем в газете рассказывать о них поэтапно. Главное, чтобы разъяснения были полными и понятными. Вот, например, один из вопросов - об иных формах контроля и надзора. Что это, чем они отличаются от проверок?
- Напомню, что основная цель названного закона - выстраивание партнерских отношений между государством и бизнесом, переход от политики «выявления и наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства». И иные формы контроля в первую очередь служат этому. Основная их цель - профилактическая. Проверки завершаются составлением акта, вынесением постановления, наступает административная ответственность за допущенные нарушения. Иные формы контроля и надзора наступления административной ответственности не влекут. Они для другого - чтобы указать на нарушения, предупредить их в дальнейшем. Такие формы предусматривают обязательное разъяснение бизнесменам порядка устранения обнаруженных нарушений. Но, отмечу, что информация в ходе проведения такого контроля собирается и анализируется. Если из раза в раз выявляются нарушения, это в итоге может стать основанием для проведения в дальнейшем проверки у этого субъекта бизнеса.
- Иные формы контроля и надзора бывают с посещением и без посещения. Объясните, что такое контроль и надзор без посещения.
- Это, как правило, каждодневная работа определенных ведомств, которые, например, оценивают и анализируют какие-то регулярно поступающие документы. Пример - действия ревизионной комиссии по предварительному анализу исполнения бюджетных программ, планов финансирования. Естественно, такая работа не требует регистрации в нашем управлении. Ситуация же с проведением форм контроля и надзора, предполагающих посещение субъекта или объекта предпринимательства, другая: нужна обязательная регистрация в органах правовой статистики в уведомительном порядке до их проведения, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством.
- То есть, если акимат идет в супермаркет отследить цены на социально значимые продукты, такой контроль должен у вас регистрироваться?
- Да. Пока нам письменно предоставляют уведомления. Но когда завершится разработка правил регистрации, это будет производиться путем выставления карточки в электронной системе учета. Исчерпывающий перечень оснований для проведения иных форм контроля и надзора с посещением приведен в пункте 3 статьи 10 закона «О государственном контроле и надзоре», их 11. Хочу добавить, что инициативное обращение субъекта бизнеса, которое раньше было основанием для внеплановой проверки, теперь - основание для иной формы контроля и надзора с посещением. Обусловлено это обязанностью уполномоченных государственных органов не допускать обращение во вред лицу, его подавшему. Также в перечень этих оснований вошли проверки заявителя на предмет соответствия квалификационным требованиям до выдачи разрешительных документов или приложений к ним.
P.S. В следующий раз расскажем о том, как пользоваться Единым реестром субъектов (объектов) проверок, который внедряется Комитетом по правовой статистике и специальным учетам.
Материалы номера