Дорога, а на дороге - старые грабли
Галина ПЕТРЕНКО
Костанайские грузоперевозчики вновь жалуются на работу автоматизированных систем весового контроля
В Палату предпринимателей Костанайской области обратились грузоперевозчики. В отношении 36 предпринимателей нарушения зафиксировали САИС - специальные автоматизированные измерительные средства. Следствием перегруза автомобилей, естественно, являются штрафы, весьма немаленькие. Уже выписаны четыре постановления о привлечении к административной ответственности. Предприниматели же считают, что САИС сработали некорректно. Несколько человек при поддержке Палаты предпринимателей намерены добиваться правоты в суде.
- Один из обратившихся к нам перевозчиков проехал по территории Казахстана с 36-тонным грузом через семь пунктов САИС. Однако превышение, причем сразу на 16 тонн, было зафиксировано лишь у города Балхаш - в Карагандинской области. К тому же предприниматель уверяет, что он в любом случае не пошел бы на такие нарушения, поскольку такой большой перегруз привел бы к неисправности безрамного полуприцепа-рефрижератора. Сейчас ему грозит штраф в размере 991 000 тенге, - говорит начальник отдела правовой защиты Палаты предпринимателей Костанайской области Ренат ДАВЛЕТПАЕВ.
Пикантность ситуации в том, что все это уже было. Около года назад. Разница только в том, что тогда сбоила система весового контроля на территории Костанайской области, установленная, в частности, на 106-м километре трассы Костанай - Аулиеколь - Сурган. А теперь наши перевозчики «ловятся» на территории Карагандинской и Акмолинской областей. И вот это особенно досадно.
Дело в том, что в феврале-марте 2014 года массовые жалобы костанайских предпринимателей и работа, проведенная Палатой, вроде бы привели к итогу, который должен был изменить ситуацию на всей территории Казахстана. Тогда в Костанае жаловались на САИС массово, потому как и штрафы после их весового контроля на перевозчиков налагались массово - 490 предписаний на общую сумму 324 млн тенге, в два раза больше обычного.
Причем жаловались крупные компании, у которых грузоперевозки как таковые не являлись основным видом деятельности. АО «Баян Сулу», ТОО «Фирма «Арасан», ТОО «ДЕП» были просто заинтересованы в том, чтобы их продукция нормально доставлялась, регулярно и без штрафов. А штрафы за перегруз - после внесения в Административный кодекс изменений - очень большие. За однократное нарушение субъекты малого и среднего бизнеса должны заплатить 500 МРП, крупного бизнеса - 1 000 МРП.
В прошлом году Палата предпринимателей нашей области собрала информацию по всему Казахстану, оказалось, проблемы есть везде. Провели круглый стол с привлечением специалистов транспортной инспекции, транспортной прокуратуры. Во время обсуждения тогда звучали предположения, что наш резко континентальный климат провоцирует оборудование САИС работать с погрешностями больше допустимых. Предприниматели настаивали на прозрачных испытаниях его с участием представителей бизнес-объединений, транспортная прокуратура провела проверку. На САИС в окрестностях Атбасара гоняли груженый КамАЗ. Три проезда - три разных информации о перегрузе.
Транспортная инспекция с конца февраля приостановила направление представлений по результатам удаленного мониторинга. В итоге всей этой кампании удалось отменить сотни предписаний. Официально было признано, что САИС на аулиекольской трассе работала с превышением допустимых пределов погрешности.
И вот - вторая серия. Действие - в тех же декорациях. Только теперь предстоят суды. Утешает лишь одно - кроме четырех упомянутых постановлений, по остальным работа пока приостановлена из-за сомнений в достоверности данных автоматизированных систем весового контроля.
Удручает еще и то, что вообще-то эти системы были установлены, чтобы законопослушным перевозчикам жизнь облегчить, нивелировать, как это сейчас модно, возможную коррупционную составляющую при весовом контроле. А что вышло? Сплошные хлопоты.
Фото из архива «НГ»
Материалы номера