О звуковой диагностике ходовки

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Как определить неисправность по шумам, исходящим от ходовой части автомобиля? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- К ходовой части автомобиля относят переднюю и заднюю подвески, колеса и несущий кузов (или автомобильную раму, если машина имеет рамную конструкцию). Она принимает на себя все удары и толчки от неровностей дороги. Поскольку в ходе эксплуатации эти детали подвержены естественному износу, то специалисту рекомендуют через каждые 10-15 тыс. км делать им профилактический осмотр. Его частота зависит от качества дорог, на которых ваш автомобиль эксплуатируется. Хорошие дороги - осмотр реже.

Но иногда по разным причинам возникает необходимость внеочередной диагностики. Причиной становятся скрипы или стуки, которые появляются в зонах, где расположены элементы ходовой части.

Скрипы могут издавать тормозные колодки, изношенные прокладки под пружинами, лопнувшие пружины, изношенные втулки сайлентблоков (обычно в старых моделях автомобилей). Если при торможении возникает скрип в тормозных колодках, это еще не означает, что они износились. Возможно, причина в качестве материала колодок. В некоторых конструкциях скрип издает индикатор износа колодок. Но тогда звук слышен постоянно, а не только при торможении. Металлический скрип возможен от появления трещин в металле рычагов подвески.

Что касается стуков, то они возникают из-за неисправности сайлентблока задней или подвески, а также стойки заднего амортизатора или самого амортизатора, втулки или опоры, через которую он крепится к кузову и подвеске. Как правило, звуки бывают глухие, но различного тона. Если начинает разрушаться подшипник ступицы колес, то особого звука не возникает, но с нарастанием скорости движения появляется характерный гул.

Для выявления источника скрипа и стука нужно более точно определить зону, откуда они исходит, после чего сделать визуальный осмотр. Вышедшую из строя деталь заменить. Если сменили салейнтблоки, наконечники рулевых тяг, то не забудьте провести установку углов колес (развал - схождение).

Кроме звуковых признаков, неисправность ходовой части можно обнаружить и по поведению автомобиля во время движения. Увеличение люфта рулевого колеса и крена при поворотах, рост тормозного пути, увод автомобиля в сторону во время движения по прямой - это тоже признаки неполадок в ходовой части.

Что касается визуального осмотра, то увидеть можно порванные защитные чехлы наконечников рулевых тяг и шаровых опор, поврежденные чехлы грязеотражателей на стойках амортизаторов и подтекание амортизатора. Иногда видно, что амортизатор помокрел, но это еще не признак его неисправности. Об этом можно судить лишь после того, как видны подтеки жидкости. В этом случае он наверняка вышел из строя, его нужно менять. Визуально видно и состояние салейнтблоков. Они могут быть выдавлены или раздавлены. Такого быть не должно.

Вовремя замените вышедшие из строя детали - поездки станут безопаснее и комфортнее.