О звуковой диагностике трансмиссии
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Как определить неисправность по шумам, исходящим от узлов и агрегатов трансмиссии автомобиля? Об этом рассказывает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- В советах об акустической диагностике двигателя я уже говорил о необходимости знания водителем технического устройства своего автомобиля. То же самое относится и к другим агрегатам. В трансмиссию входят коробка переменных передач (КПП), муфта сцепления, карданный и приводные валы, а в полноприводных машинах - раздаточная коробка. Современные автомобили богаты на разнообразие конструкций, поэтому расположение узлов и агрегатов трансмиссии может быть разным. Если знаешь, где они расположены, легче «привязать» посторонний шум к конкретному агрегату. Например, КПП в старых авто была за двигателем (рядом с водителем), а у переднеприводных - в подкапотном пространстве.
С нее и начнем. Если из зоны КПП идет шум перекатывающихся подшипников (шипящего характера), то чаще всего это дают о себе знать изношенные подшипники первичного или вторичного вала. Другой возможный источник - изношенные шестерни сцепления. Причиной может быть и низкий уровень масла в КПП. Такое бывает, когда пробит картер коробки передач, отвернулась пробка или потек сальник. Определить, идет ли шум из КПП, можно нажатием педали сцепления. Если шум прекратился, значит, дело в коробке. Если коробка внешне сухая, причина - не в утечке масла, в этом случае на небольшое расстояние ехать можно. Если же произошла утечка масла, лучше воспользоваться буксиром.
При неисправности муфты сцепления шум обычно возникает при нажатии педали. При такой ситуации, вероятнее всего, вышел из строя выжимной подшипник. Возникает свистящий звук высокого тона, при отпуске педали шум исчезает. В таких случаях двигаться на автомобиле можно, но непродолжительное время.
Что касается карданного и приводных валов, то источником посторонних звуков могут быть подвесные подшипники, крестовины и так называемые «гранаты» (шарниры равных угловых скоростей). От подшипников идет звук высокого тона, писк или рокот перекатывающихся шариков. Изношенность «гранат» дает о себе знать при поворотах влево или вправо (чаще выходит из строя одна из «гранат»). Появляются характерные звонкие металлические щелчки (клацанье). В таких случаях нужно иметь в виду, что сильно изношенный шарнир может выпасть в двигающемся автомобиле, и тогда ремонт обойдется дороже. Поэтому ехать при такой неисправности можно, но лучше - не дальше автомастерской.
Материалы номера