«Кубанские» от Карагозяна
Семен СУХАНОВ
Не скажите, вышеназванной категории дельцов довольно вольготно и у нашего северного соседа, хотя там и шерстит их госторгинспекция вместе с другими органами контроля. «Брак и фальсификация товаров достигли опасных размеров, угрожающих здоровью населения России. Продовольственные и промышленные товары народного потребления в некоторых группах на 50-80% непригодны, причем удельный вес таких подделок с каждым годом увеличивается», - пишет один из российских журналов.
А какие подделки на вещевом и продуктовом рынках? Там не скрипки великих мастеров продают, не редкие драгоценные изделия, а, например, простые пельмени. Уж их-то или майонез в банках зачем подделывать? Как зачем? Для обмана покупателя и наживы продают такую продукцию под фирменными марками добропорядочных производителей у себя, а что-то и к нам «залетает». Так в городе Фролово Волгоградской области гражданин Армении Карагозян целый год выпускал подпольно пельмени под известной маркой «Кубанские» и сбывал их в одном из лучших магазинов города. А покупатели головы ломали: «Почему «Кубанские» то хорошие, то плохие?»
Ловят таких, наказывают. Но это не у нас. К нам «Кубанские» от Карагозяна не доходят. Да и в Москве, где за год изъяли поддельных пельменей на 2 млн. рублей, их сами едят. На фарш там идут обрезки сала и говяжьи хвосты, а лепят пельмени в ужасных антисанитарных условиях. А вот поддельный майонез из Саратова и других мест - вполне возможно, что и к нам поступает.
Я как-то купил бутылку сока черники по цене коньяка. Ну никакой это не сок, так, кисленькая водица. И вскоре увидел снимок в одном журнале с подписью на этикетке: «Вишневый сокосодержащий витаминизированный напиток на основе 100% сока. Осветленный. 2 литра». Но, как считают эксперты, в этом напитке не 100, а всего около 12% сока.
Примеров можно привести «несть числа», местных и не местных. И более страшных, когда нас буквально травят ядовитой продукцией и подпольными лекарствами. Почему? Российские (может, и наши) младореформаторы объясняют все тем, что нельзя «прервать путь естественного развития», мы же еще на низшей стадии развития капитализма, мол, испокон веков и не только у нас такое было. Но вот исследователь «духа капитализма» немецкий социолог Вернер ЗОМБАРТ приводит другое свидетельство тех времен: «Если ты располагаешь каким-либо товаром, ты можешь стремиться к получению честного дохода с этого товара, но так, чтобы этот доход был христианским и не нанес никакого ущерба твоей совести и никакого вреда душе твоей».
Что это, какой анахронизм вспомнил совестливый немец? Да какая теперь совесть и душа у нового предпринимателя? С ними ему не по пути, да и утрачены сами эти понятия. А надо бы вспомнить и о боязни греха, совести и порядочности, чести и достоинстве хотя бы старого купца и промышленника. Они все же ценились и до развитого капитализма.
«Почему нас буквально травят ядовитой продукцией и подпольными лекарствами?»
Материалы номера