Из семейной колеи в рыночное распутье
Евгений ШИБАРШИН
Как молодежную политику сделать эффективной?
4 марта на сессии Костанайского областного маслихата депутаты рассмотрели вопрос о реализации государственной молодежной политики в регионе. На эти цели за 3 последних года из бюджета потрачено 377 млн тенге, однако даже официальный социологический опрос молодежи показал, что только 59% респондентов высказали удовлетворение проведенной работой. Что не устраивает молодых людей в политике государства?
Без всякой помощи
Где еще искать неудовлетворенных, как не в среде сельской молодежи? У нее и возможностей для работы и досуга меньше, чем в городе, к тому же, по официальным данным, в Костанайской области из 229 000 человек в возрасте от 14 до 29 лет в селах зарегистрировано 116 тысяч. Один из них - Каирбек МУРЗАГАЛИЕВ.
Получив в поселковой школе среднее образование, он поступил на заочное отделение сельхозинститута. Из родной Степановки Мендыкаринского района уезжать не собирался, хотел выучиться на зооинженера.
- На первом курсе за учебу платил 43 000 тенге, на втором - 72 000, когда перешел на третий курс, плату подняли до 100 000 тенге, - вспоминает Мурзагалиев. - В поселке приходилось работать и механизатором, и строителем, зимой - в кочегарке или сторожем. Там много не заработаешь, поэтому учебу пришлось бросить.
Каирбек Мурзагалиев работает на стройке и о молодежной политике ничего не знает
С 2005 года он начал ездить на заработки в Костанай. Вначале знакомые помогли устроиться мясником, потом работал грузчиком, продавцом-консультантом в магазине стройматериалов, после чего начал зарабатывать на ремонте квартир, сколотил бригаду. Несколько лет назад окончательно перебрался жить в Костанай, завел семью и сейчас воспитывает двоих детей. Живет в арендованной квартире. Ни о какой государственной молодежной политике все эти годы не слышал. Как и другие молодые ребята, которые сейчас работают в его бригаде.
- Они из нашего поселка, специальность после школы не приобрели, поэтому строительному делу учились в бригаде, - сказал Каирбек. - Начинается сезон ремонта - они приезжают, живут по несколько человек в арендованных квартирах, работают, потом возвращаются в поселок. Там у них родители, хозяйство - нужно помогать. Ребятам много не нужно. Была бы в поселке постоянная работа, стабильный заработок, разные секции - они бы никуда не уезжали. Клуба там нет, поэтому молодежь где-то собирается, выпивает, могут подраться, а потом ими занимается участковый инспектор.
Каирбек Мурзагалиев считает, что если государство решило заниматься молодежью, то пусть побеспокоится о возрождении сельских клубов. Да и с выпускниками школ, которые не смогли поступить в учебные заведения, тоже некому заниматься.
- Раньше таких направляли бесплатно учиться в ПТУ, а сейчас почему бы сельскому акиму не пригласить их к себе и не посоветовать, что делать дальше, - предложил Мурзагалиев.
Под молодежной политикой у нас зачастую понимают организацию массовых акций студентов в поддержку власти
Волнуют вопросы трудоустройства
Казалось бы, с переходом к рыночным регуляторам экономической и общественной жизни, перед молодыми людьми открылись все двери. Хочешь учиться - пожалуйста. В Костанайской области 7 вузов, в которых на очном отделении учится 13 212 человек, причем из села - 6 134. Но лишь около 4 000 студентов учатся на средства государства или хозяйствующих субъектов. Остальные - на коммерческой основе. Ждать от них удовлетворенности молодежной политикой не приходится.
Хочешь работать? Тоже, пожалуйста. Газеты пестрят объявлениями о потребности в работниках. Вопрос только в том, кого ищут работодатели. И тут начинаются другие проблемы.
По официальной статистике в 2014 году 88% выпускников учебных заведений области первый год работают по полученной специальности. Цифра по нашим временам, на первый взгляд, вроде неплохая. Но этот индикатор отражает трудоустройство тех, кто учился по государственным грантам. Если экстраполировать его на общее количество сегодняшних студентов, то лишь третья часть выпускников смогла устроиться по специальности.
В упомянутом социологическом опросе 64% респондентов волнует вопрос трудоустройства. Дело в том, что перекос между набором специальностей, по которым работают учебные заведения, и потребностями рынка труда до сих пор не преодолен. Молодые люди по-прежнему стремятся получить профессии, по которым очень мало вакансий. Возникла жесткая конкуренция, выдержать которую выпускники вузов зачастую неспособны.
Председатель постоянной комиссии облмаслихата по образованию и работе с молодежью Екатерина СМЫШЛЯЕВА считает, что если уж мы перешли к рыночным отношениям, то и профессию нужно выбирать по рыночным принципам.
- Зачем родителям вкладывать деньги в учебу, если не будет потом возможности их вернуть, работая по полученной специальности, - рассуждает Смышляева. - Предприниматель, открывая новый магазин, всегда просчитывает, каким товаром надо торговать, чтобы не остаться в убытке. Так и при выборе профессии: зачем тратиться на учебу по специальности, которая не даст дохода?
Государство эту проблему пытается регулировать количеством грантов по специальностям. Но главная забота осталась на семье. Шаги, предпринимаемые государством для улучшения качества практической подготовки выпускников учебных заведений, не дают ожидаемого результата. В «Дорожной карте занятости» появился раздел «Молодежная практика». Государство компенсирует расходы работодателей на производственную практику молодых специалистов. В Костанайской области за три года через нее прошло 2 747 человек. Однако на постоянную работу закрепилось только 800 человек.
И. о. руководителя управления по вопросам молодежной политики акимата Костанайской области Динара КАРЫМСАКОВА объясняет это тем, что многие работодатели после окончания практики данную должность сокращают. По финансовым причинам. Выходит, что это рабочее место не особенно-то и нужно. О каком качестве такой практики может идти речь? А под это дело региону ежегодно выделялось около 90 млн тенге. Какую оценку молодежной политике можно ожидать в таком случае от молодых специалистов?
Есть в трудоустройстве еще одна проблема. Молодые люди не умеют правильно себя подать работодателю. Даже выпускники с красными дипломами не могут устроиться. Руководитель общественного фонда «Перекресток» Алексей КУЛИКОВ в 2008 году реализовал проект по трудоустройству таких выпускников.
- Это были толковые ребята, но даже свое резюме не могли грамотно написать, - вспоминает Куликов. - Для каждого мы составили специальную программу и в течение трех месяцев из 40 человек 38 трудоустроились. Но это был единственный пример. Студентов к таким ситуациям нужно готовить заранее. Этим никто не занимается.
Руководитель ОФ «Перекресток» считает, что молодых специалистов нужно готовить и к адаптации в трудовых коллективах.
- Пока они учились, были под «зонтиком», а приходят на производство и теряются, - сказал Куликов. - Для этого в трудовом коллективе должен быть кто-то, кто мог бы «подхватить» молодых людей.
Мешает молодым людям найти работу и желание сразу получать высокую заработную плату.
- У них завышенная самооценка, - сделал вывод Куликов. - Парень говорит, что готов работать, если ему будут платить не меньше 100 000 тенге. Хотя реально и на 40 000 не тянет. Человек не понимает, что нужно начинать с малого и доказывать, что ты нужный специалист.
Когда сегодняшнее молодое поколение начнет это понимать, сказать сложно. Очень уж сейчас много соблазнов. Да и потребности формируются не духовниками, а рекламой. Многое стало доступным. Но за деньги. А примеров, когда чей-то сын, не сделав в жизни ничего полезного, уже обладает завидными материальными благами, тоже достаточно.
Историй, подобных той, что рассказал «НГ» Каирбек Мурзагалиев, так много, что приходишь к мысли: молодые люди предоставлены сами себе, а государству они нужны только для проведения массовых акций во время демонстрации единодушной поддержки власти.
Взаимодействие организаций, реализующих молодежную политику
Нужна системная работа
В управлении по вопросам молодежной политики областного акимата с такой оценкой не согласны и дают свою оценку сложившейся ситуации.
- Раньше молодежь государством вовлекалась только в разовые акции, а системной работы не было, - считает Динара Карымсакова. - Сейчас при акиматах созданы советы по делам молодежи, которые стали площадкой для соединения полномочий государственных структур с гражданской инициативой.
Есть в акиматах и специальные рабочие органы, призванные заниматься молодежной политикой. На областном уровне - вышеназванное управление, на районном и городском - специалисты в отделах внутренней политики. В городах и районах создано 18 центров молодежных инициатив, имеющих статус государственных коммунальных учреждений. На предприятиях появились комитеты (советы) по делам молодежи, которые призваны заниматься адаптацией молодых специалистов, помогать их карьерному росту, решать вопросы социальной защиты и досуга. В эту же систему вошли и молодежные общественные организации, которых в регионе зарегистрировано 113. Они работают по конкретным направлениям, но их представители входят в советы по делам молодежи при акиматах.
Комитеты есть лишь на нескольких крупных предприятиях, поэтому Екатерина Смышляева, например, выход видит в повышении роли профсоюзных организаций. Но это возможно лишь в случаях, когда к их руководству придут молодые лидеры. Тут без заинтересованности руководителей предприятий не обойтись.
Вообще же, считают чиновники, система только сформировалась и закреплена в недавно принятом законе о государственной молодежной политике, поэтому ждать от нее полной отдачи пока рано. Главная проблема сейчас - подбор и подготовка кадров, работающих с молодежью. Их нигде не готовят.
Финансирование молодежной политики в Костанайской области в 2014 году / Рис. Алексея МАЦАРИНА
О финансировании - особо. В 2014 году, помимо бюджетных затрат на молодежь по другим программам, специально на молодежную программу из местного бюджета выделялся 171 млн тенге. Это в 2 раза больше, чем в 2013-м. Как их тратили? 82 млн ушли на работу центров молодежных инициатив, 54 млн - на социальные проекты, реализованные молодежными НПО.
Деньги немалые, но об эффективности этих трат можно спорить. По официальным отчетам центры молодежных инициатив в 2014 году провели около 800 мероприятий по профессиональной ориентации молодежи, поддержке молодых людей, «оказавшихся в трудной жизненной ситуации», возрождению КВН. Динара Карымсакова утверждает, что темы этих мероприятий, равно как и социальных проектов, реализованных НПО, подсказаны самой молодежью на различных форумах и заседаниях советов.
Возможно, так оно и есть. Но если уж создавать систему в организации этой работы, то и деньги нужно тратить системно. Пока это не так. Причина, очевидно, в том, что глубоким анализом молодежных проблем у нас никто не занимается. В таком случае, как бы много денег государство ни выделяло на молодежную политику, количество удовлетворенных молодых людей увеличиваться не будет.
Сельская молодежь зарабатывать деньги вынуждена на строительных работах в городе
Должна ли быть у государства особая молодежная политика?
Игорь ВАСИЛЕНКО, председатель ОФ «Помощь»:
- Конечно, нужна. Но выражаться она должна не в массовых молодежных акциях по поддержке власти, а в целевых государственных программах. Например, в доступности для молодых людей спортивных сооружений. При этом все должно делаться комплексно, чтобы получить максимальный эффект. Денег на эти цели сегодня выделяется много, но ими распоряжаются чиновники. Ничего не имею против КВН, но финансирование этих команд из бюджета съедает много денег. Почему бы для этой цели не поискать другие источники, а освободившиеся средства направить на другие группы молодежи.
Галина ТАЖМАКИНА, эксперт Палаты предпринимателей Костанайской области:
- Сомнений, что молодежная политика нужна, не должно быть. Государство сейчас создало все стартовые условия, чтобы молодые люди получили образование и устроились на работу. В том числе и для переучивания. Выбор должны делать молодые люди сами. Задача государства - обеспечить все, что в этой сфере установлено законодательно. К сожалению, у многих родителей сформировалось ложное представление, что их ребенок обязательно должен получить высшее образование. А общество сейчас больше нуждается в людях рабочих профессий. Они, кстати, и больше зарабатывают. Государству нужно формировать положительный образ рабочего человека.
Андрей БАШКОВ, предприниматель, первый секретарь обкома комсомола в 1987-1991 годах:
- Молодежная политики нужна. Нужно только выбрать правильные приоритеты. На мой взгляд, сейчас главная проблема в молодежной политике - качество образования. Реформы на западный манер развалили советскую систему образования, и теперь мы пожинаем плоды. Сменились у молодежи и нравственные ценности. Моральные ориентиры стали другие и далеко не лучшие. Японское экономическое чудо в свое время произошло потому, что образование там стало на 60% гуманитарным. Почему бы и нашему государству не пойти по этому пути? Образование, нравственность и культура должны стать краеугольным камнем молодежной политики.
Екатерина СМЫШЛЯЕВА, председатель постоянной комиссии облмаслихата по образованию и работе с молодежью:
- Многие молодые люди не понимают, что такое молодежная политика, поэтому не видят ее. Они живут по рыночным законам, а государство воспринимают по-социалистически. Даже те, кто учится по государственному гранту, не понимают, что бесплатной учебы нет. За них платит государство. Это означает, что после окончания учебы понесенные затраты выпускник должен вернуть своей работой по специальности. Аналогично и по всем государственным затратам на молодежную политику. Деньги сейчас выделяются немалые, поэтому они должны не «проедаться», а давать обществу отдачу. На мой взгляд, в Казахстане создана идеальная система проведения молодежной политики. Слабое звено - предприятия. Если раньше там эту функцию выполнял комсомол, сейчас молодежными проблемами должны заниматься советы по делам молодежи, специалисты кадровых служб, профсоюзные организации. Но для этой работы нужно готовить кадры.
Материалы номера