Как сохранить ресурс двигателя
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Двигатель считается сердцем автомобиля. Что нужно делать, чтобы с ним не случился «инфаркт»? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Главный фактор - стиль езды. Мотор имеет рекомендованные заводом-изготовителем режимы работы, и на доске приборов красным цветом обозначены их (режимов) ограничительные зоны. Нельзя превышать частоту оборотов. Не нужно перегружать двигатель несвоевременным переключением передач: ездить на пониженной скорости или повышать частоту оборотов на пониженных передачах. В таких случаях на детали двигателя возрастает динамическая нагрузка.
Проводите техническое обслуживание в сроки, установленные заводом, они записаны в сервисной книжке. После соответствующего пробега меняйте моторное масло и фильтр. Используйте масло, рекомендованное для данного автомобиля. При доливке не допускайте применение масла другой марки, желательно использовать материал не только той же фирмы, но даже из одной заводской партии. При большой доле смешивания разных марок масло может превратиться в гелеобразное состояние и забить систему смазки. Смена масла при полном сливе проблем не создает.
Что касается необходимости промывки масляной системы при замене масла, тут есть разные мнения. Нужно иметь в виду, что в некоторых случаях (в двигателе с выработанным ресурсом) может получиться обратный эффект - при промывке забьются отверстия гидрокомпенсатора. Обычно склоняются к тому, что можно обходиться без промывки.
При замене масла нужно избежать установки плохого фильтра. Если его перепускной клапан слабо удерживает масло в каналах, то оно сливается из системы и при запуске двигателя нужно время для ее заполнения. В это время детали работают при сухом трении. Это можно определить по долго горящей красной лампочке контроля давления (хотя для этого могут быть и другие причины).
Сильно сокращают ресурс холодные запуски двигателя. Чем ниже температура, тем больше время на прогрев, что увеличивает износ шатунно-поршневой группы (масло не сразу поступает к трущимся деталям). Но сейчас появились материалы, которые хорошо прокачиваются. Если умело применять масла с низкой вязкостью, этот фактор сводится к минимуму.
Неисправность в системе охлаждения может привести к перегреву двигателя, что тоже сокращает срок его службы. Главное - вовремя по приборам увидеть начало перегрева. Причины могут быть разные, и определять их лучше специалисту. При замене охлаждающей жидкости на двигателе с большим отработанным ресурсом систему охлаждения рекомендуют промыть.
Широкое распространение получили системы автозапуска. Преследуется две цели: предварительно подогреть двигатель и салон, создав комфортные условия для поездки, и в холодное время периодическим запуском поддерживать двигатель в теплом состоянии. Однако эффективность автозапуска сомнительна. Современные двигатели за счет технологичной топливной системы и качества масел обеспечивают запуск при любой температуре. А вот дополнительный расход топлива при автозапуске будет точно. К тому же работа на холостом ходу ведет к срабатыванию присадок моторного масла. О вреде для экологии говорить не приходится.
Еще один фактор - топливо. Если оно не будет иметь соответствующее октановое (для дизельного топлива - цитановое) число, то увеличится нагрузка на механические узлы и агрегаты, что отрицательно скажется на ресурсе двигателя.
Материалы номера