Юзом по экономическому союзу
Ольга ЛИХОГРАЙ
Эксперты считают, что владельцы автомобилей терпят убытки из-за «бардака в головах чиновников»
С 1 января Казахстан вступил в ЕАЭС наряду с Россией и Беларусью. С этого момента начали меняться законы, которые до сих пор пытаются унифицировать для трех стран. Согласования разного уровня особенно негативно отразились на автомобильном бизнесе и рядовых автовладельцах. В ОРЭР (отдел регистрационно-экзаменационной работы) Костанайской области ажиотаж начался сразу после новогодних праздников и продолжается до сих пор. Сотни водителей пытаются поставить на учет автомобили, пригнанные из РФ, и чуть ли не каждый день сталкиваются с новыми правилами регистрации.
Сплошная неразбериха
Очереди из автовладельцев в ОРЭР выстроились еще в декабре. Завезенные из РФ автомобили исчислялись тысячами, постановки на учет люди ждали неделями. До конца прошлого года автомобили регистрировали согласно постановлению Правительства РК от февраля 2013 года. В нем четко прописано, что автомобиль, завезенный в РК, должен соответствовать экологическому стандарту «Евро-4» и в зависимости от страны-производителя отвечать конкретному году выпуска. Сделав упор на относительно новые автомобили и введя стандарт «Евро-4», Правительство РК рассчитывало улучшить экологическую ситуацию. Европейские машины должны были быть не старше 2005 года, японские - не старше 2010 г., американские - начиная с 2006 г., российские - с 2010 г., китайские - с 2012 года.
Однако уже с января на этот счет стала поступать самая противоречивая информация.
В ОРЭР Костанайской области десятки водителей до сих пор пытаются поставить на учет автомобили из РФ
Сначала объявили, что в борьбе за чистый воздух правительство еще выше подняло планку для европейских автомобилей, год выпуска которых должен быть не ниже 2007-го. Следом вышла новость о том, что в связи с вступлением Казахстана и России в единое экономическое пространство из РФ можно гнать автомобили любого года выпуска.
- Изучил все разъяснения МВД и Комитета дорожной полиции по этому поводу, - написал 27 января на электронный адрес «НГ» автовладелец Айдар УТАРАЛИЕВ. - Хочу привезти авто из России, не стандарта «Евро-4», на официальном сайте МВД пишется, что я могу поставить на учет в РК абсолютно любое авто из РФ и РБ. При этом друзья говорят, что в Костанае не ставят авто на учет без водительской подушки безопасности и дневных ходовых фар, что противоречит вышеуказанному разъяснению. Какой все-таки автомобиль я смогу поставить на учет в Костанае?
С тем, что в костанайском ОРЭР неразбериха продолжается, несмотря на кучу заявлений и разъяснений уполномоченных органов, соглашается и большинство водителей.
- Разночтения в законах создают условия для коррупции, - считает водитель Ерик ИСЛАМОВ. - Люди ставят машины через знакомых, вне очереди, иногда платят деньги. При этом с них требуют то сертификат соответствия «Евро-4», то сертификат на соответствие конструкции автомобиля, то еще какую-нибудь бумажку. Водители не знают, что делать.
Пока ставят любые
Как убедились корреспонденты «НГ», в шоке от всевозможных постановлений, распоряжений и разъяснений находятся и люди в погонах на местах. В ОРЭР Костанайской области заявили, что чуть ли не ежедневно созваниваются с представителями МВД, чтобы не пропустить нововведений. Ситуацию относительно стабилизировалась в конце прошлой недели, но, как уверяют, ненадолго.
- Согласно последнему распоряжению Комитета административной полиции МВД, мы оформляем и ставим на учет автомобили любого года выпуска, если они завезены из России и Беларуси, входящих в ЕАЭС, - сообщил «НГ» 23 января заместитель начальника ОРЭР Костанайской области Аслан БАЛГАБАЕВ. - Если машины завезены из других стран, то они должны соответствовать стандарту «Евро-4», и их владельцы получают специальный сертификат на соответствие. Машинам из стран ЕАЭС такой сертификат не нужен, как и уплата НДС, если автомобиль приобретается не для перепродажи.
Сложности возникают, отметил Балгабаев, с новыми автомобилями импортного производства, которые покупают в автосалонах России и Беларуси. Тогда ориентируются на страну-производителя, указанную в свидетельстве о регистрации автомобиля.
- Например, для новой «Тойоты» будет указана Япония, а для нового «Мерседеса» - Германия, - говорит Балгабаев. - Эти страны не входят в ЕАЭС, соответственно, для них в РК нужно получать свидетельство на соответствие конструкции, которые выдают специализированные фирмы. Для автомобилей, приобретенных у граждан РФ или новых, произведенных в России, такое свидетельство не нужно. Так что пока мы ставим на учет даже старые автомобили из России и Беларуси, ссылаясь на распоряжение МВД. Но ответы на запросы о снятии таких автомобилей с учета в РФ или Беларуси все равно нужны, поэтому их приходится ждать.
Спустя три дня появилась еще одна позитивная для водителей новость. 27 января Балгабаев рассказал «НГ», что с этого дня из Комитета поступила команда ставить на учет машины, завезенные из стран ЕАЭС, в день обращения владельцев. До этого водителям приходилось ждать регистрации неделями, потому что требовался ответ на запрос о снятии автомобилей с учета из РФ.
- С сегодняшнего дня мы не дожидаемся ответов на запрос из РФ, а ставим на учет машину любого года выпуска из России или Беларуси в день обращения водителей, - пояснил 27 января Балгабаев. - Это позволило уменьшить очереди. Но водители пишут заявление о том, что несут персональную ответственность в том случае, если выяснится, что автомобиль не был снят с учета в РФ либо числится в угоне, в залоге и т. д. С такими владельцами после ответа на запрос будут разбираться в индивидуальном порядке. Пока так.
В ОРЭР несколько раз употребили слово «пока», давая понять, что такая ситуация временная и завозить до бесконечности автомобильный хлам не позволят.
Председатель Комитета административной полиции МВД РК Игорь Лепеха на совещании в Костанае автомобильный ажиотаж никак не прокомментировал
Цены падают
Депутаты и чиновники местного уровня тоже уверены, что это не решение проблемы. Оно не просто противоречит, а полностью перечеркивает постановление правительства об экологическом стандарте «Евро-4». А заодно разоряет казахстанских производителей машин и дилеров автомобильного рынка.
Начальники отделов продаж в самых крупных автосалонах Костаная уже заявили, что им пришлось пойти на небывалое снижение цен.
- За последнюю неделю мы снизили цены на наши автомобили на 15%, - рассказал «НГ» начальник отдела продаж автоцентра «Тарлан» Дмитрий ЧЕРНОВ. - Конечно, многое зависит от бренда автомобиля, по некоторым уже выходим на уровень российских цен. Около недели назад изменили прайсы на «Сузуки», «Субару», «Форд», «Ниссан», «Рено», «Джелли». Часть клиентов из-за того, что из России можно пригнать хорошие и дешевые машины, мы уже потеряли. Теперь пытаемся их вернуть с помощью цен и различных предложений.
Навстречу клиентам идут и коллеги «Тарлана»
- Недавно у нас было беспрецедентное снижение цены на автомобиль «Фольксваген-Поло», - рассказал менеджер «Автодома» Дмитрий ТОСТЫКА. - С $13 900 до $9 800. Прибыль, конечно, снижается, но выкручиваемся за счет оборота. Предлагаем акции, выдаем кредиты и т. д.
Предпринимателей поддержал руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационных технологий акимата Костанайской области Мейрам СОКИТБАЕВ. От управления он направил письмо в Национальную палату предпринимателей с просьбой ввести квотирование на автомобили, ввозимые из стран ЕАЭС.
- За прошлый год в Казахстан ввезли 60 000 автомобилей из РФ на $2 млрд, - пояснил «НГ» Сокитбаев. - На эту же сумму казахстанские производители в год выпускают автомобили. Но сейчас из-за низких цен в РФ наши автомобили не проходят по цене, и у предприятий есть проблемы с реализацией. В связи с этим мы представили в НПП РК план по экономическому развитию области с просьбой ввести квотирование.
Письмо от Костанайской области пока на рассмотрении.
Халатность госорганов
Председатель независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард ЭДОКОВ хоть и возмущен бардаком, который творится в автомобильной сфере из-за несогласованности законов, продавцов автомобилей не поддерживает.
- С точки зрения рыночной экономики ситуация со снижением цен на автомобили, хоть и жесткая, но заставляет эффективнее работать местных производителей и дилеров, - говорит Эдоков. - Я не склонен думать, что они накручивают цены на 30-50%, но с другой стороны, если даже при таком снижении, они выживают, значит, цены были завышены. В данном случае я за простых граждан, которые смогли купить хорошие и дешевые автомобили в соседней России. Хотя все равно страдают из-за наших чиновников.
Работу государственных органов еще в середине января жестко раскритиковал и депутат мажилиса Парламента РК Нурлан ЖАЗЫЛБЕКОВ.
- Рядовые граждане из-за несогласованной работы государственных ведомств несут ущерб, - сообщил он «НГ». - Закупленные и оказавшиеся не пригодными к эксплуатации в РК автомобили исчисляются десятками тысяч. Ответственные госорганы допустили халатность, вовремя не отреагировав на начавшийся бум, не отследив массовой тенденции завоза не только новой, но и морально, физически устаревшей техники, не проведя своевременную разъяснительную работу в данном направлении.
Такая работа госорганов, по мнению Жазылбекова, подрывает доверие к чиновникам и создает условия для коррупции. Депутат заявил, что 20 января по этому поводу направил депутатский запрос в Правительство РК с просьбой наказать виновных.
Впрочем, как показывает практика, виновные вряд ли найдутся. Загнанные сегодня в угол несколько ведомств вскоре наверняка скоординируют свои действия и с помощью новых пачек дополнений и постановлений урегулируют ситуацию. Простым автомобилистам этот период раскоординированности обойдется недешево.
Когда материал был готов, пришло сообщение о том, что уже на этой неделе возможность введения ограничений на ввоз автомобилей из РФ в РК рассмотрят на уровне первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева.
Кому выгодно из-за несогласованности законов создавать ажиотаж вокруг регистрации автомобилей?
Нурлан ЖАЗЫЛБЕКОВ, депутат мажилиса Парламента РК:
- Создается ощущение, что это выгодно представителям некоторых госорганов. И тем, которые эти законы разрабатывают, и тем, которые потом исполняют. Такой ажиотаж создает условия для коррупции. В Алматы и Астане людям приходилось платить по $500, чтобы решить проблемы с постановкой автомобилей на учет. Многие до сих пор не могут понять, какие автомобили можно пригонять, какие ставят на учет, какие нет. А чиновники просто пользуются ситуацией и предлагают платить за свои услуги. За такую халатность и недоработку представители госорганов должны отвечать. Ведь они призваны работать на улучшение жизни граждан. На российскую девальвацию нужно было быстрее среагировать. Взять хотя бы те же автомобильные кресла. За полгода было известно, что их наличие в автомобиле будет обязательным условием. Национальная палата предпринимателей РК могла продумать этот вопрос, обратиться в Центр стандартизации, разработать критерии и наладить за это время производство кресел в Казахстане. По нашим данным, их нужно было около 2,5 млн штук. Сейчас приобретают российского или китайского производства, и многие не соответствуют всем нужным стандартам.
Эдуард ЭДОКОВ, председатель независимого автомобильного союза Казахстана:
- Этот ажиотаж не выгоден никому. Просто у тех людей, которые создают законопроекты, становящиеся потом законами, и у депутатов, которые входят в рабочую группу при их обсуждении, крайне низкий уровень профессионализма. Разработкой проектов занимаются специалисты ведомств и допускают грубейшие ляпы. Они создают такие законы, которые любой добропорядочный гражданин даже при большом желании не сможет исполнить. Сотрудникам ОРЭР, например, которые весь январь сами не знали, что делать с машинами (сегодня ставят на учет одни, завтра - другие) этот ажиотаж тоже не нужен. Другое дело, что некоторые просто на ходу воспользовались ситуацией и стали брать деньги. Но по большому счету это элементарный бардак в головах чиновников. По моим данным, сейчас как унифицировать «автомобильные» законы для трех стран и единого пространства не знают даже в парламенте. Просто у большинства из тех, кто эти законы выдают на ура, нет понимания, как они потом будут действовать и как их согласовывать с другими. Тем более в едином экономическом пространстве, в котором нужно обеспечить свободное и упрощенное перемещение товаров.
Арсен ШАКУОВ, председатель Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» (Алматы):
- Я не вижу в этом ажиотаже конкретной выгоды ни для чиновников, ни для простых водителей. Все это выгодно в масштабе страны в том смысле, что мы подписываем какие-то международные конвенции, ратифицируем международные документы, чтобы они позволили нам войти в ЕАЭС, в ВТО, стремимся к западным стандартам. То есть если посмотреть на кучу международных документов, которую Казахстан подписал, то мы - передовая страна. В реальности получается, что все эти законы не только порой невозможно исполнить, но и некому контролировать. Взять тот же стандарт «Евро-4», который вводили, чтобы избавить рынок от старых машин. А смысл, если наш бензин не дотягивает даже до «Евро-2»? Да вы завтра хоть «Евро-10» введите - на выхлопе больше, чем «Евро-1» не будет. И где здесь борьба за экологию? Получается, что различные законы принимают, исходя из геополитики, но забывают при этом об обычных гражданах.
Куралай АХМЕДИНОВА, председатель ОО «Общество защиты прав потребителей «Фемида плюс»:
- Мне немного сложно судить о ситуации, потому что никто из покупателей автомобилей к нам пока не обращался. Но думаю, что здесь особой выгоды ни для кого нет. Основная проблема в том, что все наши законы появляются неожиданно для тех, кому их следует исполнять. И самое главное, что, по-моему, сами законотворцы не совсем подготовлены к тому, как эти законы будут работать в реальности. Отсюда и ажиотаж. У закона не должно быть разных толкований, он должен быть понятен всем. Пока он не понятен, потребители и в суд не смогут подать, потому что к законам обычно следуют разъяснения и пояснения.
Материалы номера