Костанайцы с малышами пока в такси не ездят
Почему норма о введение детского удерживающего устройства вызвала большой общественный резонанс
Первая декада нового года выдалась жаркой и беспокойной для автовладельцев. Сразу несколько новых ПДД вступили в действие. Изменения в Правилах были опубликованы 27 декабря, вступили в силу 7 января 2015 года. И если езда с включенными фарами не требует материальных затрат, то наличие детских удерживающих устройств и обновление содержимого аптечки заставило водителей посуетиться. Водители кинулись в аптеки и в магазины за детскими автокреслами. А там их ждал сюрприз: то жгутов кровоостанавливающих нет, то автокресла разобрали...
Наши соседи россияне все это проходили в 2006 году, когда у них также с начала года сделали обязательным наличие детского кресла. Недовольство водителей было таким сильным, что правительству пришлось отложить введение нормы на год. Пойдет ли наше правительство на это? Сейчас в Казахстане зарегистрировано около 4,5 млн автомобилей. Если, как подсчитали представители партии «Ак жол», предложившие так же отсрочить введение этой нормы на год, хотя бы у четверти автолюбителей есть один ребенок до 12 лет, то одновременно в продаже должно появиться до 1 млн автокресел.
Многие костанайцы примеряются к ценам детских автокресел и решают, какое выбрать
Обсуждению не подлежит
- В пункт ПДД «Перевозка пассажиров» внесено дополнение. Запрещено перевозить детей до 12 лет при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства. А на переднем сиденье никак не обойтись без специального кресла, - сообщил «НГ» старший инспектор УАП ДВД Костанайской области Юрий ПАНАСЕНКО.
О пользе этого правила говорит и статистика. В 2014 году в Костанайской области произошло 117 ДТП с участием детей, при которых 5 детей погибли и 128 получили ранения. В Казахстане в прошлом году в результате ДТП с участием несовершеннолетних погибло 89 детей и 1 804 получили увечья различной степени тяжести. Только за 7 дней января 6 детей-пассажиров погибло и 17 получили ранения.
Результатами научных работ, проведенных в ряде зарубежных стран, установлено, что при применении детских автокресел смертность среди пострадавших детей в случае ДТП снижается более чем на 80%, число тяжких телесных повреждений - на 64-80%, а легких - на 70%.
Если наличие кресла поможет избежать таких жертв, то, наверное, не следует деньги жалеть. Минимальная стоимость удерживающего устройства для детей - 4 000 тенге. О качестве стоит говорить отдельно, но чем лучше качество, тем выше цена.
Сегодня уже поздно размышлять, нужны удерживающие устройства для детей в машине или нет. Есть закон - его надо выполнять. Тем более что этот пункт в ПДД был принят не на пустом месте, во всем мире есть такие правила. Например, в Латвии из роддома не выписывают новорожденного, если в автомобиле, на котором приехали его забирать, нет автолюльки. Правда, в ПДД других стран в пункте, где говорится о наличии детского кресла или другого устройства, учитывается вес и рост ребенка. У нас об этом - ни слова. То есть важно соблюсти лишь формальный признак. А то, что трехлетнего малыша не спасет устройство для 11-летнего, у нас и в расчет не берется.
На днях председатель Комитета административной полиции МВД РК Игорь ЛЕПЕХА, выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций, отметил: «Дети до 12 лет - это значит 11 и чуть-чуть больше. Когда ему исполнилось 12 лет, его уже не надо сажать в кресло. Второе: если ребенок большой, если у него рост 135 и вес 36 кг, то он уже не попадает, не надо возить с собой свидетельство о рождении. Мы визуально посмотрели, если ребенок ростом 135 и выше, даже 134 - никто не будет никаких требований предъявлять».
Но выступление Лепехи - это не нормативно-правовой акт. Его к делу не пришьешь. Между тем ответственность за отсутствие детского удерживающего устройства определена вполне конкретная: штраф в размере 5 МРП, а при повторном совершении в течение года - 10 МРП.
Таксисты не спешат
В течение двух дней звонили в разные службы такси. Ни один из диспетчеров не спросил: с детьми ли мы?
12 января. Вызываем такси фирмы «КИТ», подъезжает таксист по имени Сергей. Выходим со двора с пятилетней девочкой. Реакции никакой. Спрашиваем сами, детского кресла нет. Как ехать? «Никак! Я вас не повезу!» - отвечает таксист и уезжает, оставив женщину с ребенком на улице.
Несколькими днями раньше сотрудница с трехлетним ребенком ехала на такси «по старым правилам» - безо всякого кресла. Сами таксисты в приватных беседах признают, что пока возят детей без кресел. Но это «до первого полицейского» и до первого штрафа.
- Нам в фирме сказали: кресла и другие удерживающие устройства - ваша головная боль. Вы зарабатываете, вам и покупать. А после Нового года вообще заказов мало, - делится таксист одной из фирм.
Звоним в такси «Гагарин». Сама спрашиваю о наличии такси с детским креслом.
- У нас нет. Звоните в другое такси, - отвечает диспетчер.
Подобные ответы прозвучали в такси «Авангард», «Вест», «Любимое» (кстати, единственное такси, где диспетчер извинилась за невозможность предоставить машину, оборудованную по правилам).
А ведь порой именно из-за ребенка вызываешь такси, чтобы его отвезти в детский сад или школу.
Зависит от содержимого кошелька
Новый пункт ПДД в первую очередь ударил по молодым семьям, в которых один родитель не работает и в которых растет не один ребенок.
- У меня четверо, троим нужно кресло. Три кресла сзади не помещаются в салоне (автомобиль небольшой). А еще супруга и 13-летний ребенок. Как быть? Каждый раз одного ребенка оставлять дома? - рассуждает житель Костаная Берик ЕСЕЕВ, которого встретили в магазине за выбором автокресла.
О том, что в малогабаритных и экономичных автомобилях физически невозможно установить несколько детских кресел, говорили на этой неделе многие водители.
- Честно сказать, покупка автокресла не входила в расходы семейного бюджета, - делится Гульнар ТЕМИРХАНОВА, у которой пятилетнюю дочь ежедневно нужно возить в детсад.
В магазинах полно покупателей, которые пока только интересуются ценами и видами детских удерживающих устройств.
- Чтобы как-то сэкономить, решила купить всем троим детям бустеры, все-таки это не 12 тысяч тенге, а пять, - признается мать троих детей Динара САБЫРБЕКОВА.
Бустеры - сидушки, оказались самыми доступными по цене, да и места в салоне занимают меньше. Еще дешевле стоят адаптеры ремня - для пристегивания детей от 4 лет стандартным ремнем безопасности. Правда, в костанайских магазинах мы их не нашли.
- Они небезопасны для ребенка, поэтому мы особо не советуем и не завозим, - говорит продавец магазина, специализирующегося на продаже детских автокресел в ТЦ «Астыкжан».
Сегодня мало кто задумывается о качестве детского удерживающего устройства и о том, насколько оно ответствует стандартам. Главное - купить, чтобы полицейский не придирался.
Может, эти требования придут чуть позже, когда сами удерживающие устройства войдут в жизнь родителей-автомобилистов.
По мнению казахстанского юриста Джохара УТЕБЕКОВА, СДУУ в Казахстане не подлежат обязательной сертификации. «Поэтому требовать у вас сертификат соответствия полиция не вправе! Если инспектору не нравится устройство, то доказывать, что оно не соответствует нацстандарту, должен он сам», - пояснил он.
А должно зависеть - от уровня безопасности
- Устройство должно надежно защищать ребенка от травм при автомобильной аварии или резкого торможения, быть комфортным для малыша и для родителей (быстро и удобно усадить ребенка тоже немаловажно), соответствовать весу и возрасту ребенка, - считает костанайский предприниматель Руслан ШАВАЛЕЕВ. - Очень важно перед использованием обязательно читать и следовать инструкции. Многие не знают, как крепить детское удерживающее устройство, и делают это на «отвали», но ведь от ваших действий зависит жизнь ребенка.
Между тем столичные полицейские обратились к стандартам и разъяснили их. Они рассказали, что в Казахстане в соответствии со стандартом СТ РК 41.44-2012 «удерживающее устройство для детей - это совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками регулирующих устройств, деталей крепления и в некоторых случаях дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства».
В соответствии с указанным стандартом ребенку до 6 месяцев нужна автоколыбель или автолюлька. Они рассчитаны на детей весом менее 10 кг.
Детские автомобильные кресла также различаются в зависимости от возраста и веса ребенка. Они могут быть рассчитаны на детей от 9 месяцев до 4 лет, на 3-7 лет, на 6-12 лет. Это может быть кресло-трансформер, которое можно «подгонять» под растущего пассажира.
Различаются автомобильные кресла и по способу крепления. Одни устанавливаются на передних и задних сиденьях и крепятся только с помощью ремня безопасности для взрослых. Другие устанавливаются только на определенных сиденьях, предусмотренных в транспортных средствах конкретных типов. Есть кресла, которые устанавливаются с помощью нижних и дополнительных креплений. При покупке нужно обязательно знать, какие крепления есть в автомобиле.
Эти тонкости большинство наших автомобилистов пока не волнуют.
- Я купил, не особо вникая, два бустера и одно кресло, чтобы только полицейские не смогли придраться. А чаще они находятся в багажнике. Кстати, полугодовалый ребенок никак не хочет садиться в кресло, плачет, ему нужно только на колени мамы. Не знаю, как будем ездить, - переживает отец троих детей Алмат ЖАНАКОВ.
Как горячие пирожки
- С утра мы продали более ста бустеров, теперь их в наличии нет, - поделился продавец магазина «автозапчасти» в ТЦ «Калкан» Владимир 8 января. - В связи с новогодними каникулами мы пока не успели завезти новую партию. В течение недели, думаю, поступят.
Как рассказали нам ИП Каиров и ИП Шавалеев, в близлежащих городах России казахстанцы раскупили все автокресла и бустеры. Большие партии закупали предприниматели Астаны и Алматы. Учитывая большой спрос, как рассказывают предприниматели, россияне тут же подняли цены.
Уже в начале этой недели автокресла завезли даже те, кто подобным товаром сроду не торговал. И если в костанайских магазинах при наличии ажиотажного спроса тотального дефицита не наблюдалось, то в Астане прилавки буквально оголились. Лично искала автокресло для сестры, живущей в столице.
Нужен ли переходный период для введение нормы о наличии детского удерживающего автомобильного устройства?
Умирбек САТМУХАМБЕТОВ, председатель КОФ демократической партии «Ак жол»:
- Во вторник в режиме онлайн со своими партийцами мы обсуждали вопрос введения детских автокресел и других удерживающих устройств.И пришли к выводу, что нужен переходный период - 12 месяцев - для снабжения автомобилей детскими креслами. К примеру, в 2006 году в России введение аналогичной нормы было также отложено на год. Второе: настораживает нас возраст детей, которых нужно посадить в кресло. Немало детей, которые в 12 лет имеют 45 кг. И их садить в кресло?! Поэтому, считаем, что нужно пересмотреть данную норму закона, обязав обеспечить автокреслами детей до 6 лет, а для детей с 6 до 12 лет данную норму сделать рекомендательной. Тем более есть мировой опыт. В Бельгии и Дании с удерживающими устройствами должны ездить дети в возрасте лишь до 3 лет, в Японии - до 6. В Финляндии для детей от 3 до 12 лет использование автокресла рекомендуется, но не является обязательным.
Руслан ЛАЗУТА, инициатор создания ОО «ОСА»:
- Не вижу необходимости. Правила были приняты в апреле 2014 года, достаточный был дан срок для осознания, что это надо и необходимо. Сегодня, на мой взгляд, ажиотаж по поводу наличия кресел ни к чему. Лично мои знакомые водители детские удерживающие устройства приобрели еще летом, купили по демократическим ценам. А те, кто не сделал, это ленивые водители, которые считают, что ругаться лучше, чем выполнять закон. А ведь многие из них мамы и папы. Они просто не видели трупы детей, которые при ДТП вылетают из окон. И не дай бог увидеть! Конечно, государство должно было подумать о многодетных семьях. Вполне можно было в бюджете текущего года предусмотреть кое-какие компенсации. Ведь речь идет о жизни наших детей.
Юрий ПАНАСЕНКО, инспектор по особым поручениям УАП ДВД Костанайской области:
- До сегодняшнего дня не оштрафован ни один водитель за то, что перевозит ребенка без детского удерживающего устройства. Так что времени было предостаточно даже после того, как вступил закон в действие с 7 января, не говоря о том, что он был принят в прошлом году. Достаточно этих удерживающих устройств и в городе. С начала января полицейские проводили профилактическую работу, кстати, не только по ДУУ, но и по включенным фарам. Теперь, наверное, начнем штрафовать. Полицейские должны контролировать соблюдение закона, принятого в стране. Но главное не это, а то, что родители должны пристегнуть самое дорогое, что у них есть - ребенка. Если об этом не побеспокоятся родители, то кто сделает?
Денис ГЛОТОВ, директор ТОО «39-00-01 - Народное такси»:
- Перевозчикам нужно было дать время однозначно, потому что о необходимости иметь детские удерживающие устройства в такси заговорили только в конце прошлого года. Потом был принят закон, начались праздничные дни. Россия отдыхала до 12 января. И мы сразу после Нового года не могли найти эти кресла. Вышли на официального дистрибьютора фирмы «Фест» в Петропавловске, они сказали, что смогут начать разговоры о поставке только после 15 января. Поэтому мы пока решаем вопрос о закупке партии детских удерживающих устройств. Планируем на один автомобиль по два устройства. Пока что закупили только на несколько машин, остальные возят на свой страх и риск.
Вообще при введении этих Правил нужно было учесть то, что будут праздники, во-первых. Во-вторых, и тот момент, что рынок не сможет в одночасье обеспечить потребность всех водителей.
Руслан ШАВАЛЕЕВ, индивидуальный предприниматель:
- Однозначно, кресла или другие удерживающие устройства для детей нужны и необходимы. Я лично ими торгую уже года три. И те родители, которые думают о безопасности и жизни своих детей, их приобретали всегда. И то, что такие правила вступили в силу, меня как предпринимателя должно радовать, но есть «но». В нашем законе не учтен рост ребенка. Скажите, зачем для рослого мальчика кресло или бустер. Ему достаточно и тех ремней безопасности, которыми оснащены автомобили. Хорошо, если по такой логике начнут жить полицейские, а не будет крайностей типа "предоставьте свидетельство о рождение ребенка" и т. д. С другой стороны, адаптер отнесен к детскому удерживающему устройству, но при этом в законе нет, с какого возраста его можно использовать. Не использовать же его для двухлетнего!
Фото Николая СОЛОВЬЕВА, инфографика Алексея МАЦАРИНА
Материалы номера