«Слава - смешное для меня слово»

Фото из архива Салтанат АХМЕТОВОЙ

Ольга ЛИХОГРАЙ

Как изменилась жизнь казахстанской певицы после победы в «Большой опере»

Начинающая казахстанская оперная певица, солистка-стажер театра «Астана Опера» Салтанат АХМЕТОВА стала известна широкому зрителю благодаря авторскому проекту российского телеканала «Культура» «Большая опера». Впервые на него попала певица из Казахстана. И не просто поразила всех шикарным колоратурным сопрано, но и стала победительницей, опередив девять участников из разных стран.

Строгое жюри - от легендарной Елены Образцовой до экс-директора Венской оперы и художественного руководителя «Метрополитен-опера» Иоанна Холендера - не раз отмечало, что Салтанат поцелована богом, а ее главный козырь - естественность. К сожалению, для Елены Образцовой это оказался один из последних проектов. 12 января великой певицы не стало. Салтанат повезло вдвойне: познакомиться с живой легендой и получить от нее бесценный мастер-класс. А нам повезло познакомиться с молодой певицей.

- Салтанат, поздравляем с победой! Сложно было попасть на этот проект?

- Проект «Большая опера» идет третий год подряд. В предыдущих я не могла принять участия, так как проходила стажировку в Италии. И вообще, не верилось, что я смогу попасть на телевизионный проект в Москве. Когда стала принимать участие в международных конкурсах, меня заметили. Главный редактор «Большой оперы» пригласила меня лично на прослушивание. Оказалось удачно.

Финал проекта на сцене Большого зала Московской консерватории. Победа в «Большой опере» для Салтанат Ахметовой стала полной неожиданностью

- Вас сразу начали хвалить члены жюри, что реально заставляло гордиться не только вами, но и своей страной. Чье мнение для вас было весомее?

- Конечно, я не ожидала услышать восторженные слова от таких мастеров оперной сцены. Не ждала, что будут хвалить, особенно переживала на первой передаче, так как не знала всей «кухни». Любого комментария члена жюри ждала с трепетом. Думаю, мнение Елены Образцовой было особенно важным, потому что она легенда, певица из книжки, певица, сошедшая с афиши. Холендер смотрел на нас очень объективно, даже жестко, но это хорошо, когда кто-то может полностью раскритиковать твое выступление, чтобы в дальнейшем было к чему стремиться.

- Неожиданно было, когда вы чуть не покинули проект, за что присутствующая в жюри Галина Калинина назвала вас предательницей, а Образцова даже шутила, что позвонит Назарбаеву, чтобы вы остались. Почему вы хотели уйти?

- Так совпало, что мой театр уезжал на гастроли, а я - единственная исполнительница арии Царицы Ночи. Мне пришлось выбирать между обязательствами перед театром и проектом. В итоге к делу подключился министр культуры РК, и ситуацию удалось выправить в пользу проекта. Конечно, теперь я не жалею, что осталась. Было обидно услышать слово «предательница», но отношу это к эмоциям. Что касается звездности, то проект «Большая опера» выигрывает тем, что он телевизионный. Меня узнало больше зрителей, больше режиссеров, от которых могут поступить предложения. Но для оперных исполнителей проводится много конкурсов очень высокого уровня - и победы в них не менее важны.

- В рамках проекта было заявлено, что в Европе нет конкурсов для оперных певцов, в которых они могут петь и играть одновременно и все это еще и транслируют по телевизору. Это так?

- Не только в Европе, но и вообще в мире принято очень серьезно относиться к академическим жанрам. Певцы в строгих костюмах стоят возле рояля и исполняют свои партии. Актерские способности певец показывает, когда проходит кастинг на роль в театре. В этом плане аналогов российскому оперному телевизионному проекту действительно нет.

За кулисами после победы в «Большой опере»

- Вам лучше всего удавались образы озорных хохотушек - от Манон до капризных Кунигунды и Фиориллы. В то же время вы сказали, что по жизни пессимистка и плакса. Легко смешить со сцены?

- Пока удается смешить, но легкий образ не всегда подразумевает легкомысленность или глупость. Наоборот, за ним может скрываться глубокая трагедия. Показать это порой сложнее, чем выбить слезу. Конечно, певец выбирает те партии, которые подходят его голосу. Моя мечта - спеть драматические: Норму Беллини, Чио-Чио-сан и Тоску Пуччини. Для них нужен более плотный голос, у меня легкий, подвижный. С возрастом голос может поменяться, и, надеюсь, я смогу исполнить и Тоску, и Норму.

- От ваших Фиориллы и Кунигунды исходило столько кокетства и озорства. Сейчас, несмотря на высокое классическое искусство, к которому относится опера, от современных постановок ждут какого-нибудь хулиганства - и зрителю это нравится. Вы себе когда-нибудь позволяли это на сцене и могли бы позволить то, что не оговорено с режиссером?

- Только в проекте «Большая опера»! (Смеется). Партию Кунигунды я выучила за неделю специально для выступления. Когда мы репетировали один из моих любимых дуэтов Фиориллы и дона Джеронио с лирическим басом Николаем Диденко, то в режиссерскую задумку не входило вытаскивание платка из моего декольте. Это я придумала перед выходом на сцену, партнер согласился. Мы это обыграли перед зрителями, даже Фабио не знал! Считаю, если певцу хочется сделать что-то выразительное на сцене и это нравится зрителям, почему бы нет? Хотя пока предпочитаю строго исполнять то, что задумал режиссер. Конечно, та же Елена Образцова в свое время говорила режиссерам «да-да-да», а на сцене делала, как удобнее ей. Анна Нетребко позволяет себе во время спектакля сбрасывать туфли и делать колесо на сцене. Но для этого сначала нужно стать Образцовой или Нетребко!

- А легко ли сейчас молодому талантливому оперному певцу стать настоящей звездой? Высока ли конкуренция и какие качества важны для современного исполнителя классического репертуара?

- Многие думают, что самое главное - только голос. Это, конечно, первостепенно. Но конкуренция очень высока, и молодых, талантливых голосистых певцов много. Сейчас тенденция такова, что оперный певец должен не только обладать красивым голосом и блестяще владеть техникой пения, но и хорошо выглядеть. В тренде чуть ли не супермодели с ангельскими голосами, которых быстрее предпочтут на главные роли, чем полных певиц. Об этом за кулисами мне сказал и Холендер. «Вам нужно прекратить есть, иначе вы точно не найдете работу в Европе, несмотря на свой голос. В Америке еще возможно...» Хотя после спектакля теряешь столько сил, что костюмы становятся насквозь мокрыми, есть хочется ужасно. Я люблю пирожные, но нужно себя ограничивать.

 

- За кулисами оперных сцен присутствуют зависть и амбиции?

- Если я скажу, что между оперными певцами нет конкуренции и у них нет амбиций, никто не поверит. Конечно, все мечтают пробиться на сцены международных театров - Карнеги-холл, Метрополитен-опера.

- Насколько бешеный ритм современной жизни вредит в профессиональном плане? Говорят, тенору Карузо, чтобы попасть из одного города в другой нужно было неделю плыть на корабле. Певец отдыхал, голос восстанавливался. Сейчас время между гастролями может занимать пару часов...

- В наше время приходится быстро на все реагировать и петь в любом состоянии, при любых обстоятельствах, даже с больными связками. Так делала и Образцова, а вот Калинина считает, что голос нужно беречь. Каждый певец сам для себя решает этот важный вопрос. Восстановить голос помогают правильное распевание, питание. Нужно избегать стрессов и… надеяться на Аллаха.

С другими участниками проекта «Большой оперы» у Салтанат сложились очень дружественные отношения

- Что помогает настроиться перед выходом на сцену?

- Ошибка начинающих певцов в том, что они настраивают себя амбициозно - сейчас как выйду, как спою! Я раньше также настраивалась, и что-нибудь обязательно шло не так. Теперь понимаю, что выше головы не прыгнешь, на это и нужно настраиваться - сделать то, что требуется. Перед очень серьезными концертами читаю молитвы на арабском, помогает.

- Какой он, современный зритель оперных спектаклей? Дмитрий Хворостовский как-то сказал, что чуть ли не 90% оперного зала мало что понимают в опере.

- Я с ним согласна. В наше время люди часто ходят в театр для статуса. Девушки показали свои красивые платья, дорогие украшения, и уже после первого антракта зал наполовину пуст, зато они скажут, что были в опере. Это огорчает. Но, если хотя бы нескольких человек затронет увиденное и услышанное, это дорогого стоит. Считаю, зритель, который идет на концерт, должен готовиться, настраиваться, иначе исполнение артиста будет восприниматься механически. А еще нужно прививать вкус к хорошей музыке.

- А какие вы сами любите слушать арии?

- Вообще не люблю слушать музыку, тем более оперную! (Смеется). Возможно, это неправильно. Если слушаю, то попсу - The Cardigans, Джона Ледженда и обладателя красивейшего голоса с бескрайним диапазоном Адама Ламберта, а еще блюз.

На сцене Московской консерватории в роли Царицы Ночи

- Вы, похоже, целиком нацелены на карьеру, а как с личной жизнью? Кто мог бы стать вашим избранником?

- Только не оперный певец! (Смеется) Два певца в одном доме - перебор. Что касается зацикленности на карьере, то лет 10-15 назад я бы однозначно ответила: да, мне нужна только карьера. Сейчас уже думаю о семье, хочу найти человека любящего и понимающего, хотя небольшой перевес пока в сторону карьеры.

- Ваша жизнь после победы в «Большой опере» как-то изменилась, стали ли вы популярнее?

- Однажды меня даже узнали в аптеке в Москве... Если честно, мне смешно, когда спрашивают о моей возросшей популярности. Популярность - это когда ты Каллас, Доминго, Кабалье, а пока слава - смешное для меня слово...

Справка «НГ»

Салтанат Ахметова родилась 20.03.1986 года в Кокшетау. Окончила музыкальный колледж им. Биржана в г. Кокшетау (отделение «Пение») и КазНАМ по специальности «Сольное пение».

Стажировалась в Академии искусств вокала Италии (Accademia dArte Lirica, г. Озимо, 2009). Проходила мастер-классы в Италии. С 2013 года - солист-стажер оперной труппы ГТОБ «Астана Опера». Сейчас живет в Астане с родителями и младшей сестрой.

 

Блиц-опрос

Самая большая удача в жизни? - Выбор профессии.

Самое большое разочарование? - Стараюсь не разочаровываться.

Увлечение? - Изучение языков.

Любимая марка автомобиля? - Rolls-Royce и Lamborghini.

Любимые духи? - Jil Sander, Coco Mademoiselle Parfum Chanel, Chance Chanel и L'Instant Magic Guerlain.

Любимый стиль в одежде? - Классика и спортивный стиль.

Чай или кофе? - Чай.

Утро или ночь? - День и вечер.

Эмоции или рациональность? - Эмоциональная рациональность или рациональная эмоциональность.

Пессимизм или оптимизм? - Пессимизм с проблесками оптимизма.

Вы верите в себя или в судьбу? - С радостью принимаю все, что Бог предписал мне.

 

Фото из личного архива Салтанат АХМЕТОВОЙ