Пиррова победа бензинового рынка
Ольга ЛИХОГРАЙ
Эксперты считают, что решение Правительства РК о снижении цен на нефтепродукты спровоцирует их рост
С 10 декабря в Казахстане понизились цены сразу на два вида топлива: 1 литр бензина марки АИ 92 подешевел на 13 тенге - со 128 до 115, 1 литр дизельного топлива на 8 тенге - со 115 до 107. Первый вице-министр энергетики Узакбай КАРАБАЛИН объяснил причины снижения предельных цен на ГСМ, которые регулирует Правительство РК, так:
- Сегодня из-за удешевления российского рубля и падения мировых цен на нефть и нефтепродукты к нам начали поступать ощутимые объемы подешевевшего топлива из России, - пояснил он. - Там с 1 января ожидается проведение налогового маневра. Будет проведена индексация акцизов и внесены значительные изменения в налоговое законодательство касательно нефтяного сектора экономики. В частности, предлагается поэтапно сократить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых в 1,7 раза на нефть и в 6,5 раза на добычу газового конденсата. Можно сказать, что с введением налогового маневра в РФ тоже ожидаются ценовые изменения.
Зависимость цен на казахстанский бензин от параллельно дешевеющих нефти и российского рубля впечатляет. По данным сайта PetroPlus.ru, в начале декабря 2014 года цена на литр бензина АИ 92 в России равнялась 32,99 руб., что в пересчете на тенге (согласно официальному курсу Национального банка) составило 110,51 тенге. А это на 15% ниже цен на дизтопливо и марки АИ 92, действующих на тот момент в Казахстане.
Цену на бензин ходовых марок в Правительстве РК повышают и понижают без всяких привязок
Как отмечают эксперты, нефть марки Brent в августе 2014 года стоила $105,6 за баррель, 16 декабря - уже $61 (дешевле почти на 40%). Доля нефти в себестоимости бензина в Казахстане, по данным Национальной компании «КазМунайГаз», - около 65%. В связи с этим (даже с учетом инфляции) себестоимость бензина снизилась почти на 25%.
Снижение цен на бензин Правительство РК объясняет защитой нефтеперерабатывающего производства. Ведь импорт дешевых нефтепродуктов из России бьет по местным производителям и приводит к затовариванию казахстанских НПЗ. По данным сайта oilnews.kz, в 2011 году из России было импортировано 300 000 тонн дизельного топлива, в 2012 году - 435 000 т, в 2013-м - уже 702 000 т. Тогда проблему решили просто: 4 мая 2013 года ввели ограничение на импорт нефтепродуктов из России. Аналогичного сценария опасаются и сейчас. Пока цена на бензин в Казахстане будет на 15% выше, чем в России, есть риск стагнации внутреннего рынка нефтепродуктов.
Меры правительства понятны, но костанайские операторы АЗС в недоумении от бензинового маневра.
- Многие контракты с поставщиками во время бензинового дефицита были заключены с учетом цены АИ 92 - 128 тенге, - говорят «бензинщики». - А сейчас нас заставляют его продавать по 115. Это серьезные убытки.
Владельцев АЗС поддерживает казахстанский аналитик нефтегазового рынка Сергей СМИРНОВ. Он считает, что цена на бензин у нас фактически «взята с потолка», а привязывание ее к стоимости российского рубля называет пирровой победой правительства.
- Пока был дефицит, крупные компании обязали сделать топливный запас по старой - более высокой цене, а потом обязали продавать по сниженной, - поделился с «НГ» эксперт. - Это сиюминутное решение по защите внутреннего рынка нефтепродуктов ни к чему не приведет, а глобально решить проблему ценообразования у правительства не получается. Сама формула расчета цены на бензин сложная. Сейчас депутаты парламента обсуждают новую, но, думаю, она только ухудшит ситуацию.
Смирнов говорит, что в новой формуле будет привязка к средней цене розничной продажи бензина в РФ, к курсу рубля и к загадочному коэффициенту 0,97. Все эти привязки чисто формальные и скоро дадут обратный эффект. В РФ с 1 января 2015 года повышаются налоги на нефтепродукты, которые составляют 59% в себестоимости российского бензина.
- Это спровоцирует рост цен на российский бензин, тем более что стоимость нефти, по прогнозам, в следующем году будет $60-70 за баррель, - отмечает Смирнов. - Как следствие, вырастет цена на наш бензин. Обратите внимание и на такой парадокс: когда стоимость нефти была на уровне $105-110 за баррель, бензин АИ 92 стоил 115 тенге за1 л. Потом цену бензина подняли до 128 тенге. Сейчас нефть упала до $60 за баррель, а стоимость бензина вновь вернули до 115 тенге, объясняя какими-то привязками, на деле не соответствующими действительности.
Еще один момент: в марте 2015-го Шымкентский НПЗ закроется на модернизацию, а это в начале посевной кампании грозит новым дефицитом бензина на внутреннем рынке. Как долго правительство будет то открывать, то закрывать доступ к российскому бензину, сиюминутно манипулируя рынком, пока вопрос.
Подобные манипуляции, по мнению Смирнова, имеют конкретную цель - выдавливание с рынка нефтепродуктов мелких игроков. Владельцы среднего и мелкого бизнеса будут разоряться, несмотря на все лозунги чиновников об их защите, а рынок поделят крупные нефтекомпании.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера