«Надо больше зарабатывать»

Евгений Аман: есть расходы, с которыми можно повременить

Галина ПЕТРЕНКО

Республика деньгами мотивирует область расширять налоговую базу

Сумма субвенции для Костанайской области из республиканского бюджета на 2015 год составит 58,9 млрд тенге, это минус 4,1 млрд тенге по сравнению с 2014 годом. При этом на 3 млрд тенге увеличены поступления от городов и районов, то есть доходная часть. Это то, что нам никто не даст, а мы должны заработать сами. Сможем? Зарабатываем ли сегодня?

Особенности формирования бюджета, о котором говорят, что он «непростой, жесткий», комментирует «НГ» первый заместитель акима области Евгений АМАН.

- Евгений Иосифович, Казахстан живет в режиме 3-летнего бюджетного планирования. Сейчас второй год такой трехлетки. И уже сегодня видно, что тенденция снижения поддержки местной казны республиканскими субвенциями впредь будет нарастать. По планам в 2017 году, например, объем субвенций должен быть уже меньше доходов бюджета...

- Такова логика бюджетного планирования. Республика мотивирует регионы на рост доходной части. Иначе зачем нужны программы вроде программы форсированного индустриально-инновационного развития. Трансферты на социальную сферу растут, а на развитие снижаются, это значит - давайте сами создавайте производства, рабочие места, увеличивайте налоговую базу. Если динамику наших доходов посмотреть с 2012 года, то они поступательно растут. Тогда они были равны 37,1 млрд тенге, в 2013 году - 42,4 млрд тенге, в 2014-м - 46,2 млрд.

- Эти цифры - планируемые. Насколько они реалистичны, например, для текущего года? На областных совещаниях не раз звучала информация, что доходов мы недобираем. Их параметры до области доводят или мы считаем сами?

- Сами, конечно, но мы обязаны использовать общую для всей страны методику расчетов. Она учитывает рост регионального валового продукта, рост уровня заработной платы, ряд коэффициентов. В итоге выведено, что у нас среднегодовой рост зарплаты должен быть 16,8%. Если растет зарплата, то растут и отчисляемые с нее налоги: социальный, индивидуальный подоходный и так далее. Все верно в принципе. Но мы, например, считаем, что методология не должна уравнивать наш аграрно-индустриальный регион с нефтяными. Темпы роста зарплаты у нас всегда будут ниже. Мы доказывали это, уже когда защищали бюджет 2014 года. С нами в правительстве не согласились. И у нас пошел разрыв между доведенными плановыми параметрами бюджета и тем, что мы собирали фактически.

В Рудном, например, рост зарплаты вместо 16,8% составил 9,8%. Это значит, что запланированные расходы доходная часть не обеспечила. Есть такие же проблемы, правда, поменьше, в Лисаковске и Житикаре.

- А почему они возникли?

- В двух из трех этих городов у нас производят спиртное. Увеличение акцизов в РК привело к снижению спроса на него на внутреннем рынке, сделало наш продукт менее конкурентным на российском. В итоге объемы производства снизились. Второе - это «проседание» горнодобывающей отрасли. Зарплата на ССГПО в ближайшие годы вряд ли будет расти в заданном коридоре, а это основной налогоплательщик по Рудному, донор областного бюджета. Дело еще в том, что эти проблемы нынешнего года плавно перетекают на следующий.

- Сколько в итоге область недобирает в доходную часть бюджета и что с этим можно поделать?

- Предположительно, недополучение составит около 2 млрд тенге, но я полагаю, что будет все-таки меньше. Область рассчитывает получить из республиканского бюджета компенсацию на выпадение доходов. Аким будет в ближайшее время аргументированно общаться с правительством на эту тему.

- «Выпадение доходов» - что означает...

- Это снижение доходов в результате определенных решений правительства. Понятно, что министерство госдоходов, поднимая акцизы, рассчитывало на увеличение доходов. Но у нас данное решение привело к потерям местного бюджета. Постараемся доказать это, а также то, что темпы роста зарплаты для региона завышены. А что касается Рудного, то для него запланирована компенсация уже из областного бюджета в размере 750 млн тенге, первые 200 млн - в первом квартале нового года. С начала года на более поздний срок для города передвинуты изъятия в областной бюджет, чтобы снизить нагрузку. Ну и расходы несколько уменьшены.

- Кстати, о расходах, с которыми можно повременить. На бюджетной комиссии депутаты задавали вопросы по длиннейшей таблице, в которой, как я поняла, были практически все заявки, адресованные областному бюджету. Много не поддержано акиматом?

- Заявок от администраторов программ было на 11 млрд тенге, поддержана лишь половина. Надо, конечно, и детские лагеря восстанавливать, и Дворцы культуры, но в свое время. Приоритетность в бюджетных затратах никто не отменял. А таблица называется «Перечень приоритетных местных бюджетных проектов на 2015-2017 годы». В нее включены и те проекты, по которым уже идет освоение средств, и те, которые пока не поддержаны, но имеют на это шанс. Расписано, сколько денег куда вкладываем своих, сколько - в порядке софинансирования. И главное - когда мы это делаем. В конце концов мы добьемся, что все проекты будут вовремя обеспечены инфраструктурой. Чтобы не было ситуаций - дом готов, а электричества нет, благоустройство не сделано. В таблице по каждому проекту - финансовая картина. В том числе на перспективу. План детальной планировки микрорайона «Кунай» еще только будет, а мы уже по миллиону заложили на газификацию, водоснабжение, канализацию... Будут строиться жилые комплексы «Арман-1» и «Арман-2», это по обе стороны дороги на «АгромашХолдинг». К моменту, когда туда войдет подрядчик, все там уже должно быть опутано сетями инфраструктуры, и деньги на это по чуть-чуть мы предусматриваем сейчас. Это рутинная работа, но очень важная, на будущее.