Мишура сегодня дорого стоит
На письмо «Нам непонятна такая роскошь». № 44 от 13.11.2014 г.
Хочется поддержать мнение неравнодушной гражданки А. Ивановой по поводу приготовлений к новогодним праздникам, которые с ноября уже можно лицезреть на улицах областного центра. Причем за два месяца до их начала и в таких масштабах. Действительно, не много ли 13 млн тенге на всю эту новогоднюю мишуру? И надо ли все это? Ведь президент в своем ноябрьском послании заявил что пришло время «распечатать» неприкосновенные фонды, так как ситуация в мире заставляет.
Никто не говорит, что город украшать к Новому году не надо. Речь только о соразмерности и своевременности, не более того.
Здесь вот еще какой аспект. Каждый год перед новогодними праздниками и также чуть ли не за два месяца до их начала, акиматы городов и районов начинают «напрягать» по этим вопросам частных предпринимателей на своей территории. И рассылаются письма с просьбами, больше похожими на требования: что, как, в какой срок надо украсить свой объект, как часть городской инфраструктуры. И когда отчитаться. И начинают названивать предпринимателям мелкие клерки, которым поручено подталкивать этот процесс. Такое впечатление, что акиматовским работникам делать больше нечего, как мишурой территорию населенного пункта украшать, да еще частью за чужой счет.
Вот и в конце октября этого года заместитель акима Костаная Валерий Полешко разослал письма о том, как частникам надо готовиться к Новому году: территорию подмести, развесить новогодние гирлянды, световые дожди, «различные конструкции со световыми элементами», причем в объемно-пространственном решении. И обязательно светодиодные фигуры установить. Причем необходимо уже к 1 декабря все привести в полную «боевую» готовность. А еще он «рекомендует» придерживаться некоего единого стиля. Это о чем? Какому стилю, на сей день актуальному, надо следовать? На каком основании? И вправе ли чиновник городского масштаба указывать частному лицу, собственнику, как тому свою собственность украшать?
Ну а вопрос, сколько все это стоит, отдельно стоит! Но, похоже, только для частного предпринимателя, собственника. Акимат это, похоже, не интересует в принципе. Деньги то не их, а чего чужие деньги жалеть? Светодиодные объемные фигуры, всякая светящаяся новогодняя мишура «в объемно-пространственном решении», дожди и завесы даже по скромным прикидкам встанут каждому частному предпринимателю тысяч в сто, а то и больше. Ладно, крупные супермаркеты, торговые центры и подобные им объекты, где есть приличный доход (если есть, конечно!), а МСБ как? Не понаслышке знаю, что дела у большинства субъектов МСБ в этом году очень даже скромные, и конец года для многих будет далек от ожиданий. Они не бюджетники, не на твердой зарплате сидят, которую получают независимо от результатов работы.
Вся эта светящаяся мишура, которую еще и «рекомендуют» запустить за месяц до Нового года и, естественно, гонять ночами, потребляет очень даже приличное количество электроэнергии. Это вообще пустая трата денег и электроэнергии, которая работе предприятия любого профиля не нужна. И потом, наш президент не раз и не два публично, в том числе обращаясь к акимам на местах, пенял на непомерный и пустой расход электроэнергии. Призывал к всемерной ее экономии на всех уровнях. А тут - жмите весь новогодний декабрь и, надо полагать, январь, на всю катушку! Это как понимать? А ну как сети, трансформаторы и электроподстанции не выдержат такой нагрузки? Или сети самого объекта МСБ. Катастрофа! Пожар! Это кому надо? Ведь те же акиматовские работники нас уверяют, что коммунальные сети чуть ли не на сто процентов изношены и ненадежны.
По новому закону РК «О дорожном движении», кстати, нельзя иметь на машине аэрографию, чтобы не отвлекать других водителей. Это, дескать, создает аварийную обстановку. По закону РК «О рекламе» и некоторым стандартам нельзя наносить на борта машин рекламу с номерами телефонов, так как, якобы, если кто-то начнет их читать и запоминать, то отвлечется и попадет в аварию или создаст аварийную обстановку. Растяжки по-над проезжей частью улиц убрали, чтобы не отвлекали водителей. А вот к новогодним праздникам, вероятно, из благих намерений, так «украсили» дорожные развязки, что это просто слепит глаза и так сильно отвлекает водителей, что сильнее некуда. Гораздо сильнее, чем аэрография, которую в темноте вообще не видно, и номера телефонов рекламщиков по той же причине.
Так что поддерживаю гражданку Ванову в ее стремлении указать градоначальству на неразумность предновогодней суеты. Уместно здесь вспомнить Авиценну: «Все яд и все лекарство. Только доза делает и то, и другое». Меру надо знать и в чужой карман со своими новогодними «рекомендациями» не лезть.
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, Костанай
Материалы номера