Между СНиПами и столбами освещения

Тротуар на пр. Абая перегородили сразу два столба

Ольга ЛИХОГРАЙ

Тротуары, по которым трудно пройти или проехать на велосипеде, становятся приметой Костаная

Тротуары Костаная постепенно превращаются в тропинки. Такое ощущение, что строят их просто для красоты, потому что использовать по прямому назначению невозможно. Пешеходам мешают загораживающие дорогу телефонные или электрические столбы.

Всего пару месяцев назад, в конце сентября, подрядчики восстанавливали территорию дворов вдоль ул. Гашека, которая попала под реконструкцию коллектора. После чего пешеходную зону обновили брусчаткой, но урезали примерно на треть.

- Раньше он был метра 1,5 в ширину, можно было спокойно идти с коляской, и еще рядом человек проходил, - говорит жительница района КЖБИ Елена СПИРИТОВА. - Сейчас от прежнего тротуара осталось не больше метра, и всю эту ширину мы со своим малышом можем запросто занять. Так на таких узких тротуарах еще умудрились влепить столбы освещения!

Столбы, конечно, заново не влепили - они остались с прошлых лет, но теперь заняли значительную часть узкого тротуара.

На пр. Абая столбы электропередач делают невозможной пешеходную прогулку

Не обойти и не объехать (на инвалидной или детской коляске) пешеходные зоны и по пр. Абая. На участке между улицами Беды и Хакимжановой бетонные опоры на узких тротуарах смотрятся настолько внушительно, что даже пугают. Сравнительно недавно главный проспект областного центра расширили за счет сокращения пешеходной зоны. Ее даже отделили забором от проезжей части.

Тротуары вдоль объездной дороги в районе нового моста на КЖБИ сплошь в столбах

Ситуация, при которой по тротуару пешком не пройти и на велосипеде не проехать, сохраняется и на новом мосту в районе КЖБИ. Официальное открытие объекта, в который входят мост и четыре развязки, назначено на конец года, но переделывать никто ничего не будет.

О том, что новые тротуары вдоль объездной трассы за мостом в районе КЖБИ построены с нарушением СниПов, было заявлено еще в мае прошлого года. На противоположной от СО «Весна» стороне, прямо на пешеходной зоне, установили столбы освещения. Людям приходится обходить и объезжать это место на велосипедах по проезжей части.

- Подрядчики ошиблись на 40 см и сделали ямы под столбы освещения прямо на тротуаре, - комментировал «НГ» в мае прошлого года начальник отдела КОФ НК «КазАвтоЖол» Вячеслав МИРОШНИЧЕНКО. - Будут переносить ямы под опоры освещения на 40 см от тротуара.

Однако опоры так и остались на тротуаре.

Традиция возводить на пешеходных зонах Костаная опоры электропередач восходит к 2010 году, когда при реконструкции ул. Карбышева столбы впервые потеснили тротуары. Ближе к автовокзалу, за зданием № 24 «А», он сужается настолько, что столбы линий электропередач «вырастают» прямо по центру. Уже тогда «НГ» писала, что по таким тротуарам невозможно перемещаться. Подрядчики кивали на то, что мощение тротуаров согласовано с заказчиком работ - отделом ЖКХ.

С тех пор в отделе ЖКХ поменялось несколько руководителей, но, видимо, тенденцию на остолбенение тротуаров сохранили все.

- За тротуары отвечают проектировщики, представители экспертизы и заказчики, - говорит главный архитектор Костаная Абай ЮНУСОВ. - Есть нормы и СНиПы, от которых нельзя отходить.

Проектировщики говорят, что ни в одних СНиПах не указано, что столбы могут располагаться на тротуарах.

- По правилам они устанавливаются за бордюром, - сообщил «НГ» директор ТОО АПК «Арх-Лэнд» Юрий ШИШКИН. - Ширина тротуара зависит от потока людей, интенсивности дороги и других параметров. Но ширина не должна быть меньше 1,5 м. Тот факт, что на это никто не обращает внимание, говорит о том, что ответственных за нарушение вы не найдете.

Узкие тротуары со столбами не позволяют своевременно их очищать. ТОО «АБЗ+» в Костанае выступает как в качестве подрядчика, строящегося дороги, так и в качестве подрядчика, очищающего трассы и тротуары от снега. И регулярно испытывает неудобства.

- Когда мы делали улицы Гоголя и Железнодорожную, то в проекте значилось расширение проезжей части с 12 м до 14 м, - объясняет главный инженер ТОО «АБЗ+» Валерий МАРЬЕНКО. - В проекте был совмещенный с трассой тротуар шириной 3 м. На нем мы должны были установить столбы освещения и часть тротуара забрали под них. Хотя, когда мы начинаем чистить такие тротуары, то технике сложно на них заезжать.

Получается, что нарушать СНиПы чиновников и проектировщиков заставляет ситуация, когда и трассы расширить надо, и тротуары предусмотреть, и осветить их не забыть.

Этот столб по ул. Павших Борцов заслоняет даже вход в отдел образования 

Пешеходную зону на ул. Карбышева, рядом с автовокзалом, оборудовали столбами еще 4 года назад

Из-за столбов электроосвещения техника не может почистить даже широкие тротуары

Фото Николая СОЛОВЬЕВА