Переправы в подвешенном состоянии
Ольга ЛИХОГРАЙ
Старый мост Костаная останется аварийным, новый «оштрафовали» за показуху
Республиканский бюджет пока не выделяет средства на реконструкцию аварийного Большого моста в Костанае. Об этом сообщили 10 ноября на круглом столе по безопасности дорог, организованном КФ РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации». Там же стало известно о неожиданной проблеме, связанной с новым мостом в районе КЖБИ.
О том, что мост, соединяющий ул. Тарана в Костанае с трассой на п. Затобольск, находится в аварийном состоянии, чиновники прямо заявляли «НГ» еще в 2012 году. Специалисты отмечали, что Большой мост, построенный в 1959 году, не рассчитан на такой мощный грузопоток. Конструкция давно устарела, поэтому деформационные швы будут вылетать каждый месяц, а то и чаще. Надежда на реконструкцию моста появилась в начале 2014 года - потому что в апреле стало известно, что проект реконструкции стоимостью 39 млн тенге успешно прошел экспертизу в Астане.
- Это один из первоочередных объектов в Костанае, которые требуют ремонта, - сообщил на круглом столе заместитель директора КОФ НК «КазАвтоЖол» Нурлан МОЛДАТАЕВ. - Мост давно в аварийном состоянии. Деформационные швы, которые постоянно расходятся, уже невозможно заделывать сверху. Заделываем их снизу, как говорится, дедовским способом. Но, к сожалению, в деньгах нам пока отказали.
На реконструкцию требуется 4,2 млрд тенге. Такие деньги можно взять только в республиканском бюджете, но и он не готов платить их в этом году. Вся надежда - на следующий.
Поперек Большого моста проходят 5 металлических деформационных швов, которые представляют собой полоску шириной около 30 см. Швы расположены на уровне проезжей части, поэтому машины их часто отрывают колесами. Во время ремонта швов на мосту образуются длинные автомобильные очереди, потому что дорога на Затобольск - одна из самых интенсивных. Весной 2012 года специалисты РГП «Казахавтодор» заявляли, что «летом поставят вопрос об изменении конструкции швов», иначе ситуация с заторами машин на мосту будет регулярно повторяться. Но пока что воз и ныне там.
Ситуация с деформационными швами повторилась и на новом мосту в районе КЖБИ. В сентябре 2013 года, уже после открытия моста для проезда, субподрядчик - тюменское ТОО «Мостострой-11» - перекрыл правую сторону движения для ремонта 14 швов, не выдерживавших автомобильной нагрузки. А уже в ноябре 2013-го новые швы после хорошего дождика вновь вздулись.
Директор КОФ «КазАвтоЖол» Андрей ГОРВАТ созвал тогда экстренное совещание с участием проектировщиков и представителя генерального подрядчика ТОО «Казахдорстрой».
- Конечно, это ненормально, чтобы швы были в таком состоянии, - давал комментарии «НГ» после совещания Горват. - Изначально предполагалось, что швы переделают и на другой проезжей части моста, но работы пришлось отменить из-за плохой погоды. Весной субподрядчик снова приедет, чтобы переделать швы, и вновь за свой счет. Сейчас все, что мы можем сделать, чтобы исправить их работу, - положить асфальтобетонное покрытие. Эта мера будет временной, а весной швы сделают, как положено.
С тех пор ситуация слегка изменилась к лучшему: швы заделали, больших нареканий у водителей мост не вызывал. Однако выяснилось, что проблема не только в качестве.
Напомним, строительство объекта «Реконструкция автомобильной дороги «Обход Костаная» международного транзитного коридора «Астана - Костанай - Челябинск», включающего мост в районе КЖБИ и четыре развязки, началось в 2010 году. В октябре 2011-го мост торжественно открыли с участием Сергея Кулагина, работавшего тогда акимом области. Строительство развязок в это время было в самом разгаре.
Как сообщили на круглом столе 10 ноября, открытие моста было не просто показухой, но и не вполне законным делом, потому что объект должен сдаваться целиком вместе со всеми развязками. Это означает, что костанайские водители не должны пользоваться мостом в районе КЖБИ по сей день.
- За открытие моста отдельно, а не со всеми развязками, мы уже оштрафовали заказчика, - пояснил «НГ» и. о. руководителя департамента государственного архитектурно-строительного контроля Каирбек ЕРДЕНОВ. - Сразу после открытия - в конце 2011 года. После этого мост, по идее, нельзя было использовать, но заказчики вышли из положения, оформив его как отдельную конструкцию большого объекта. Но постоянно так продолжаться не может.
В связи с этим Ерденов предложил ввести промежуточный акт приемки. Этот документ позволит принимать и вводить в эксплуатацию новые объекты частями и использовать их сразу после реконструкции. Предложение приняли и обещали внести в новый техрегламент, который вступит в силу с 15 февраля 2015 года.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера