О платежах за доходное место
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ
Не пора ли изменить подход к расчету стоимости лицензий?
С тех пор как Петр I ввел государственную монополию на право единолично распоряжаться производством и реализацией алкогольной продукции, все здесь остается по большому счету неизменным. А изменения требуются по крайней мере в части реализации.
Законодатели, впрочем, регулярно что-то новое продуцируют. Но как оно, это новое, работает? На пользу ли государству и в первую очередь бизнесу, который этому государству платит налоги и всякие иные сборы. Я о действии и действенности Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 1999 года. В него были внесены дополнения и изменения, внесенные Законом РК № 210-V ЗРК от 18 июня 2014 года, в части дифференцированного подхода государства к взиманию платы за выдачу лицензий, дающих право частникам торговать алкоголем в розницу.
Конкретно, дело вот в чем. Согласно последним новшествам в данном законе, а также в Налоговом кодексе РК, лицензия на право торговли алкоголем ИП или юридическим лицам выдается уполномоченным органом на каждую торговую или питейную точку отдельно, даже если у нескольких таких точек единый хозяин, собственник. Платить надо, соответственно, за каждую лицензию.
Причем законодатель не сделал разницы между питейным заведением в виде роскошного ресторана на 100-200 и более мест и скромной кафешкой на 3-5 столиков. Стоимость лицензии для всех одна - вне зависимости от размера заведения. При этом законодатель все-таки сделал дифференциацию, но только по региональному расположению ресторанов, кафе и баров с алкогольной продукцией. В столице и областных центрах - 100 МРП в год (185 200 тенге на сегодня), в иных городах и райцентрах - 70 МРП (129 640 тенге), в сельской местности - 30 МРП (55 560 тенге). Причем уплатить эти суммы предпринимателю надо до 20 января текущего года, авансом, а как у тебя дела пойдут или вообще не пойдут, никого не касается.
Так вот. Некоторые рестораторы и особенно владельцы небольших заведений стали задаваться вопросом: а справедливо ли это? Почему и крутой многоместный ресторан, и небольшое кафе, теоретически имеющие совершенно разную и несоизмеримую проходимость, несут одинаковую нагрузку по стоимости лицензии? Почему законодатель региональность дислокации заведения учел, а размер и проходимость идентичных по профилю, но не равных по размеру и проходимости заведений в данной местности, нет?
На первый взгляд, действительно вопрос есть, или надо просто признать, что государство взяло курс на уничтожение небольших питейных заведений, чтобы не мелочиться с контролем за ними (в смысле - ну не из пушки же по воробьям бить!).
Действительно, если крупные, так сказать, престижные для имущих людей рестораны, куда очередь и сейчас стоит, чтобы «не хуже, чем у людей» сыграть свадьбу или отметить себе любимому юбилей, эти 185 000 тенге, причем чистого дохода, вероятно, запросто имеют за один день, то небольшой кафешке, расположенной где-то в спальном районе, на эти 185 000 тенге надо недели две-три пахать. С другой стороны, в том же Костанае есть немало небольших заведений, пользующихся такой популярностью и, соответственно, проходимостью, что иному ресторану и не снилось. Может, поэтому законодатель все-таки не сделал дифференциации по размеру заведения? Может, дело в меню, уровне обслуживания, ценах, предлагаемой программе, интерьере? Может, не размером брать надо?
Так что? Стоит ли вводить еще и дифференциацию стоимости лицензии, исходя из размеров, проходимости и позиционирования себя именно такого уровня заведением (или ресторан, или кафе, или бар) или не надо? Как думаете, потребители, рестораторы? Давайте обсудим, ждем ваших мнений в АСПреДКо.
Материалы номера