До союза - дистанция огромного размера

Галина ПЕТРЕНКО

Все члены ТС на словах за честную конкуренцию, но на деле ее нет и в помине

Примеры безнаказанного демпинга, стремления разорить конкурента в «братской» стране на Едином экономическом пространстве недавно сыпались в Костанае, как из рога изобилия. Наша область принимала у себя международную конференцию, темой которой было как раз правовое обеспечение равных условий для конкуренции на объединенном рынке России, Белоруссии и Казахстана. И судя по выступлениям, реальные правила игры, несмотря на несколько лет интеграции, еще только начали вырабатывать.

Есть закон и орган есть

Одна из вех на этом пути - наделение в декабре 2013 года Евразийской экономической комиссии полномочиями главного антимонопольного органа трех государств. Точнее, полномочиями расследовать конкурентные нарушения на трансграничных рынках «союзной тройки». Таких прав не имели национальные антимонопольные органы. А немного раньше в октябре того же года был подписан модельный закон «О конкуренции». Как отметил на конференции член коллегии по конкуренции Евразийской экономической комиссии Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ, в нем обобщены лучшие нормы антимонопольного законодательства ведущих европейский стран и, естественно, стран ЕЭП. В нем прописаны и некие новые нормы для каждого из трех государств. В частности, для Белоруссии и России такими стали нормы по контролю за участием государства в экономике, для Казахстана и Белоруссии - контроль за манипулированием ценами на розничном рынке электроэнергии.

Главная же задача комиссии - создать единые принципы и правила конкуренции в Евразийском экономическом союзе. По сути, конференция в Костанае и была посвящена информированию о функциях и возможностях ЕЭК, о том, что она уже успела сделать и делает.

Евразийский экономический союз, договор о котором Россия, например, на днях уже ратифицировала, стартует с 1 января 2015 года. Тогда же и комиссия сможет начать расследовать антиконкурентные действия на трансграничных рынках. А пока она провела (и проводит) исследования таких рынков, в частности, рынка железнодорожных и авиационных перевозок, нефтепродуктов, электроэнергии, синтетических моющих средств, телекоммуникаций, чтобы выявить на них признаки нарушений единых правил конкуренции.
Алдабергенов в качестве яркого и всем понятного примера приводил цены роуминга. На сегодня разница в тарифах на мобильную связь в Казахстане, России и Белоруссии достигает 30 раз. Одна из причин - различия в законодательстве стран ЕЭП. В той же России тарифы устанавливает сам оператор, в Белоруссии их регулирует государство. В перспективе задача - прийти здесь к единому знаменателю, используя опыт Европы, и, возможно, в недалеком будущем обнулить роуминг.

- Приведу еще конкретный пример, - сказал Алдабергенов, - авиамаршрут Костанай - Москва, две компании выполняют рейсы - наша «Эйр Астана» и российская «Трансаэро», цена билета 57-58 тыс. тенге. А билет из Челябинска до Москвы дешевле более чем в два раза. Что происходит? Правильно, костанайцы едут в Челябинск, летят оттуда. Наша компания теряет клиентов. Мы ставим в известность профильное министерство - обратите внимание на ценообразование. Реально-то нет конкуренции, и мы рынок теряем. Идем дальше. Электроэнергия. Наша Экибастузская ГРЭС-1 отпускает на внутренний рынок электроэнергию по 8 тенге. А 10% общего объема идет на Россию по цене 4,6 тенге. Но позвольте, в РК есть энергодефицитные регионы, та же Костанайсчая область. Если энергетики имеют возможность снижать цены, почему не отпускают дешевле на внутренний рынок? Вот такие исследования трансграничных рынков мы в ранге ЕЭК как единого антимонопольного органа проводим. Это должно улучшить конкурентный климат, что в свою очередь положительно отразится на экономике всех наших государств.

Разоряют по-соседски

Конференция имела формат «круглого стола». И неминуемо была использована, как площадка для предъявления конкретных взаимных претензий, так как участвовали в ней представители госорганов всех союзных стран, антимонопольных служб, крупных предприятий.

- Казахстан в декабре вступает в ВТО, - сказал председатель комитета горнорудной и металлургической промышленности Национальной палаты предпринимателей РК Николаай РАДОСТОВЕЦ. - В связи с этим у нас субсидирование продукции снижено до 4-5%. В то же время из Белоруссии к нам идет пакетированное мясо по 800 тенге килограмм, потому что там субсидирование отрасли достигает 12%. Мы бы хотели, чтобы комиссия перед главами государств поставила вопрос принципиально о сроках вступления в ВТО Белоруссии. Иначе это несправедливая конкуренция...

Он также сказал о том, что раз есть единое экономические пространство, то казахстанский бизнес хотел бы видеть единую программу развития на нем конкуренции на ближайшие 5-7, а лучше 10 лет. Чтобы в ней было прописано, как будут развиваться железнодорожные ведомства, вообще транспортные, идти ли казахстанцам на расширение взаимодействия с РЖД или нет, будет ли единый рынок энергетических мощностей, что сегодня очень актуально. Кстати, в общих интересах создать единую энергетическую биржу, по примеру скандинавской «Nord Pool», это сделает рынок прозрачнее.

- У нас ухудшается экономическая ситуация, - добавил Радостовец, - не надо об этом молчать. И дело не только в мировом кризисе. Антиконкурентные действия участников ЕЭП разоряют наших предпринимателей. Зашел в Астане в магазин и очень удивился, что продукция российских производителей стоит на 30-40% дешевле, чем у них дома. Может это для потребителя и хорошо, но мы теряем своего производителя. Мы не говорим, что кого-то сейчас надо наказывать, но надо хотя бы провести анализ, по какой цене продается эта продукция в России. Если есть существенные отклонения, значит, совместными усилиями надо проводить расследования и предавать огласке. Это очень важно. Я очень просил бы представителя из Москвы, который здесь присутствует, понять нашу озабоченность. Мы хотим конкуренции, но когда на рынок выходит компания, которая в 10 раз мощнее, чем любая в нашем регионе, то ей на полгода снизить цены и тем разорить конкурента, не составляет труда. И это стало массовым. Мы-то думали, что российские компании, продвигаясь в Казахстан, будут хотя бы выкупать наши, работающие на рынке. Но этот сценарий не очень широко применяется. Идет просто вытеснение товара, а это ведет к банкротству... Нам нужно попросить комиссию иметь банк данных тех компаний, которые нарушают антимонопольное законодательство. Чтобы знать, как действовать против них. У них же типичные схемы. Причем, если они так ведут себя в России, то в Европе они уже так себя не ведут. У нас есть хоть какой-то механизм противодействия крупным компаниям, которые, демпингуя, выдавливают мелких субъектов рынка. Антидемпинговые расследования? Еще ни разу не слышал, что оно проведено с российскими коллегами. Мы не имеем понятия о применении такого инструмента, как механизм монопольно низкой цены. Я сожалею, что мы не обращаем на это внимания.

С чем мы идем в ЕЭС?

Пафос Радостовца, вполне уместный, лишний раз оголил базовую казахстанскую проблему - мы отставали на старте ТС и разрыв мало сокращается. А ведь интегрируемся уже много лет. ТС существует с 2010 года, а ко вступлению в него вроде как готовились. Потом было ЕЭП, теперь вот ЕЭС светит. Мы про единые принципы конкуренции толкуем. Но чтобы конкурировать, надо иметь чем, производить много качественных товаров. И климат в стране, условия ведения бизнеса должны стимулировать производство таковых.

Вот Белоруссию еще недавно модно было упрекать за избыточную - и антирыночную - поддержку предприятий государством. Но позвольте, в Казахстане тоже любили и любят цитировать мнения предпринимателей других стран о беспрецедентной поддержке государством бизнеса. Ведь тьма госпрограмм поддержки действует. Итог? В том же сельском хозяйстве множество предприятий подсажены на кредитную иглу, фактически не имеют финансовой самостоятельности и состоятельности. В промышленности ситуация немногим отличается. Сейчас в беспрецедентных льготах, по словам Радостовца, нуждается рудненский горный гигант, надежда и опора всего и вся.

А что у конкурентов по рынку?

- Сегодня 95% площади страны - это совокупность успешных преференциальных территорий, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы, - сказал на конференции заместитель директора департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь Иван ТРЕПЕНОК. - Упор делается на стимулирование высокотехнологичных и направленных на экспорт производств. За прошлый год в республику поступило $ 2,1 млрд прямых инвестиций. Большая часть из них - российские, поэтому сейчас задача - диверсифицировать инвестиционный поток... В стране действует 11 логистических центров, и 40 подобных проектов - в стадии реализации.

А мы обо всем этом только говорим: и о системе логистических центров, и о специальных промышленных зонах. Прособираемся. И никакие антимонопольные строгости тогда не помогут.