Вместо Печкина - «мобильный почтальон»
Галина ПЕТРЕНКО
Главный вопрос в день профессионального праздника: «Во что трансформируется почта?»
Праздник сегодня. 9 октября - Всемирный день почты, той самой, которую столетиями символизировали запечатанный конверт и письмоносец с тяжелой сумкой через плечо. Сегодня такую фигуру увидеть можно все реже. Вообще есть ощущение, что современная почта основательно меняет свое предназначение.
Что эта служба представляет собой сегодня, чего нам ждать от нее завтра, спросили мы директора Костанайского областного филиала АО «Казпочта» Владислава КОНСТАНТИНОВА.
- Владислав Михайлович, скажите, времена, когда практически в каждой деревне были почтовые отделения, где можно было сдать письмо, купить открытку и конверт, заказать переговоры, не вернутся никогда? Сколько в области когда-то было почтовых отделений и сколько осталось?
- Когда-то около 300, сейчас сельских - 126.
- Несете потери?
- Я бы так не сказал. Во-первых, у почты изначально произошло разделение материальной базы с Казтелекомом. Во-вторых, объективно снизилась потребность - уменьшилась корреспонденция физических лиц, подписка на газеты и журналы. Люди звонят по сотовым, а не пишут письма. У нас поэтому на первый план выходит оказание других услуг. На селе это, прежде всего, доставка пенсий, а в целом - прием коммунальных и иных платежей. Сеть у нас все еще не маленькая: 4 городских узла почтовой связи, 15 районных, 23 городских отделения связи и, как я уже сказал, больше 120 сельских. Еще есть 4 передвижных отделения - на базе бронированных УАЗов. Сотрудники почты на них приезжают по графику в малонаселенные поселки - выдать и взять посылки, доставить пенсии, принять платежи.
- А как вы выбираете, где оставить отделение, а где нет? Даже в захолустье найдется человек, которому надо хоть раз в месяц отправить письмо или телеграмму, газету получить, наконец.
-Есть концепция развития государства, она предусматривает такое понятие, как опорные села. Кроме райцентров, там мы однозначно должны быть. А «быть или не быть» в других местах - зависит от потребности в наших услугах. Где-то остается отделение, а где-то достаточно одного сотрудника на 0,2 ставки. Понимаете, если человек раз в неделю примет письмо, раз в месяц выдаст пенсии и примет платежи «за свет», то мы не можем себе позволить платить просто за нахождение на рабочем месте 5 дней в неделю. На одном отоплении и электричестве разоримся. Для нас понятия рентабельности никто не отменял.
- Погодите-ка, но ваш новый председатель правления АО «Казпочта» Багдат Мусин недавно заявлял, что почта - единственный социальный институт, который еще есть на селе. И дескать, там мы и останемся. Что-то не вяжется одно с другим...
- Да нет, все логично. Просто где-то у нас остаются производственные объекты, а где-то, повторюсь, наш человек. Но почти везде мы так или иначе присутствуем. А чтобы присутствие было еще и экономически оправдано, нужно расширять набор услуг, предоставляемых «Казпочтой», внедрять для этого современные технологии. Слышали о гибридной почте? Это когда вместо писем в конвертах, которые идут из пункта А в пункт Б, из пункта А отправляется текст по электронной почте. А в пункте Б его распечатывают, вкладывают в конверт и доставляют. Согласитесь, совсем не плохо, если речь идет об отдаленных районах. Сейчас АО «Казпочта» начинает опробовать возможности гибридной связи в пилотном проекте с Верховным судом РК - у них большой вал корреспонденции, которую нужно гарантированно доставлять в короткие сроки.
- Но это все-таки доставка корреспонденции - ваше кровное почтовое дело. А о каких еще дополнительных услугах вы говорили?
- Мусин руководил ЦОНами, отстраивал эту систему. Помните, какими они были и какими стали. Но ЦОНы работают в городах и райцентрах. А ведь и за 100 км от райцентра человек хотел бы справку какую-нибудь получить так же быстро и без хлопот, как в ЦОНе. Идея в том, чтобы ему это помогал делать наш оператор.
- Это только планы пока?
- По Казахстану выбрано около 40 почтовых отделений, участвующих опять же в пилотном проекте по оказанию госуслуг. Пока набор небольшой - то, что можно получить через сайт электронного правительства. От нашей области в проекте - Первомайское почтовое отделение, это в Мендыкаринском районе. Поселок близко к райцентру, там хорошая электронная связь. На самом деле, конечно, сдерживает внедрение современных технологий то, что у нас только 30-40% сельских отделений связи автоматизировано.
- А кадры? Насколько ваши люди готовы к новым технологиям, требованиям? У вас, говорят, зарплаты маленькие.
- С кадрами есть проблема. Обучаем на ходу, в работе. Вариантов-то особенных нет. А насчет зарплаты - она разная. По поводу сотрудника, который работает на 0,2 ставки, я уже вам все объяснил - и про рентабельность, и про загрузку. Кстати, человеку никто не запрещает работать где-то еще. Но при этом у нас есть и почтальоны, которые вполне нормально зарабатывают, и операторы, у которых зарплата сегодня сравнялась с их коллегами из банков. Этот год по АО «Казпочта», кстати, был объявлен «Годом оператора». У них форма оплаты труда прогрессивная: столько-то платежей должен принять на ставку, а дальше уже идет доплата.
- Добрая старая сдельщина...
- И правильная. Вы сами видите в нашем операционном зале: у одного окна очередь человек двадцать, двигается быстро, и люди все подходят. А у другого - два человека с трудом обслужились и больше ни души. Нам действительно надо выравнивать квалификацию своих сотрудников.
- Вы как руководитель день свой с чего начинаете?
- С чтения блога председателя и Казахстанской книги жалоб.
- Основную причину жалоб на почту можете выделить?
- Проблемы с добросовестным и квалифицированным исполнением обязанностей и проблемы с организацией труда. Подписчики жалуются - плохо доставляют корреспонденцию. Приезжаем в отделение, лежит пачка газет. Почему лежит? Люди не пришли, отвечает почтальон. Но ведь это твоя обязанность разнести газеты... Люди жалуются на очереди. Явно нужны по примеру банков администраторы, которые должны помочь человеку сориентироваться в операционном зале, помочь воспользоваться терминалом. И так далее... Кстати, планируем на следующий год эти «скворечники», где принимают платежи за коммуналку, убрать. Мы предлагаем этим предприятиям создать на нашей базе единый счет. Человек получает в конвертике сведения о том, чего он должен. Приходит к нам и за 5 минут расплачивается разом со всеми. А возможно, мы сами к вам будем приходить. Со следующего года должна заработать услуга «мобильный почтальон». Через портативный терминал в любом месте наш сотрудник сможет принять у вас любой платеж и выдать чек или квитанцию, оформить любое регистрируемое почтовое отправление.
- Владислав Михайлович, можно много говорить об инновациях, электронной коммерции, на которую тоже солидную ставку делает «Казпочта», но мы бы о своем, газетном, хотели вас спросить. «НГ» - 12 лет, и нарекания на доставку ее в поселки есть всегда. Думаю, коллег эта проблема тоже волнует. Что скажете?
- О человеческом факторе я уже говорил. Сегодня не довез газеты в одну сторону, сорвал тракт, как мы говорим, а дальше покатилось - опоздания с доставкой в другие населенные пункты. В этом году должен пройти закуп GPS-навигаторов для почтовых машин, чтобы можно было контролировать их передвижение. На днях был селектор с председателем правления, ставился вопрос, где мы можем увеличить частоту доставки. Сейчас мы точечно отрабатываем населенные пункты Костанайского района. Есть идея запустить механизм общественного контроля за доставкой подписных изданий. Ну и, конечно, есть объективные сложности по доставке почты в село: качество дорог, расстояния, затраты и опять же рентабельность. Недаром же в свое время Казахтелеком получал дотации на сельскую связь. Мы - никогда. Между тем, даже во многих западных странах государство считает нужным дотировать почтовые издержки
- И это логично. Странно, что у нас этого не понимают. В стране громадные деньги тратят на госзаказ для СМИ, якобы поддерживая информационное обеспечение государственной политики. Но если газеты пачками не доезжают вовремя до подписчиков, то это холостые выстрелы. Деньги госзаказа надо отдавать не СМИ, а использовать для дотирования их доставки в отдаленные регионы.
- Мы - за. Вопрос примерно в этой плоскости ставился совсем недавно. Наш председатель правления обсуждал это как раз с вашим республиканским ведомством. Надеемся, что в следующем году здесь будут какие-то подвижки.
Досье «НГ»
Владислав Константинов родился в 1969 году в Оренбурге, в Костанае закончил СШ № 18, затем СХИ (экономист по бухучету и анализу хозяйственной деятельности). Работал в Костанае в Национальном банке, Бюджетном банке, казначействе. В системе Казпочты с 2001 года, сначала был заместителем, а с 2005 по 2011 годы директором областного филиала. С 2011 по 2014 гг. работал в коммерческих организациях, на госслужбе. С 23.01.2014 года снова руководит филиалом АО «Казпочта». Женат, двое детей.
Материалы номера