Мы рассчитывали въехать в союз
Галина ПЕТРЕНКО
В работе пассажирских перевозчиков должны произойти серьезные изменения
Сейчас на экспертизе в Национальной палате предпринимателей находится целый пакет документов. Это проекты внесения изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую состояние этой отрасли, самочувствие бизнеса в ней.
НПП провела с регионами в режиме онлайн круглые столы. Костанайские предприниматели заострили внимание на проблемах, которые не решаются годами. Некоторые в условиях Таможенного союза и грядущего Евразийского экономического союза становятся просто разрушительными для бизнеса.
Субсидии - со следующего года
Начали с «домашних» проблем. Одна из них - отсутствие субсидирования убытков перевозчиков на социально значимых маршрутах. Осуществляться оно должно из средств местных бюджетов. Есть действующие правила субсидирования, утвержденные постановлением правительства № 1014 от 5 сентября 2011 года. Есть перечень областей, в которых, по данным акиматов, были заложены в бюджетах деньги на эти цели. В 2013 году, проинформировал заместитель председателя Комитета транспорта министерства по инвестициям Ерлан ДЖУМАШЕВ, деньги на субсидии были предусмотрены в 7 областях, а в 2014 году - уже в 12.
Однако, по данным НПП, сегодня в стране ни одна область и ни один город перевозчиков на социально значимых маршрутах не субсидируют. Предприниматели спрашивали, что изменится в нормативно-правовой базе, чтобы акиматы реально начали возмещать убытки? Успеют ли они предусмотреть деньги в бюджете на 2015 год, если новое постановление правительства по правилам субсидирования выйдет только к концу нынешнего года? Вопросы, наверное, даже главнее вопроса тарифообразования, по которому у предпринимателей тоже достаточно критических замечаний.
В связи с тем, что как раз сейчас в стране идет разграничение управленческих функций между госорганами, есть возможность принять правила в более короткий срок, пояснил заместитель директора департамента автотранспорта министерства по инвестициям Олжас СУТИМГЕНОВ. Правила, одобренные на уровне правительства, сделает действующими не постановление, а просто министерский приказ.
- Как уполномоченный орган мы в документе закрепим пункты об обязательном применении приказа, - сказал Сутимгенов, - будет такая норма: если перевозчик в соответствии с нормативами определил тариф, а акимат принимает решение о применении более низкого, то он обязан субсидировать разницу. Если акимат этого не делает, перевозчик имеет полное право использовать свой фактический тариф.
Нелегалы - вне конкуренции
Вопрос о противостоянии нелегальным перевозкам, особенно на международных маршрутах, подняли уже непосредственно костанайцы. Точнее сказать, вернулись к нему. Так как, например, директор ТОО «СП Кушнеров» Леонид КУШНЕРОВ заявил, что бьется с ним уже с 1994 года. Обращается во все инстанции, но вопрос не решается. Впечатление, что госорганы направленно не замечают ни утекающих мимо казны налогов и сборов, ни вывода, который следует из этого бездействия: нелегалом быть выгодно, рисков практически никаких, так зачем он вообще нужен, законопослушный бизнес?
Удаленно участвующий в разговоре глава Ассоциации автобусных перевозчиков РК Виктор КОГАЙ привел такой пример: ежедневно с вокзалов столицы легально уходят автобусы по 100 маршрутам, принося доход владельцам около 60 млн тенге. И столько же машин уходит с рыночных площадей Астаны, пятачков, пронося огромный пассажиропоток мимо кассы.
Каботаж в пользу России
Кушнеров на начало года считал: из Костаная в Россию ежедневно ездит около 40 микроавтобусов. Загрузка легальных рейсов - 40-50%, с сентября в Россию идут большие автобусы, в салонах которых, случается, сидит от 1 до 7 человек.
- Есть две проблемы по данному вопросу, которые не удается сдвинуть с мертвой точки, - сказал он, адресуясь к НПП и Комитету транспорта. - Контролирующие органы уверяют нас, что по закону не могут сделать контрольные закупки на нелегальных машинах: то есть купить билет, потом остановить автобус, составить акт. И второе, на совещании в начале года транспортная прокуратура озвучила, что штраф за нелегальные перевозки - 1 800 тенге. А вот легальные перевозчики, уж если их штрафуют, платят сотни тысяч. Ввести надо солидные штрафы. По примеру Белоруссии, где этот вопрос жестко решили раз и навсегда.
Еще один момент по международным перевозкам. Мы узнали, к сожалению, не от нашего министерства, а от российского, что Казахстан выступил с предложением: до 2015 года на регулярных автобусных маршрутах не отменять запрет на каботажные перевозки. На наш взгляд, это серьезный удар по нашим же перевозчикам. В Костанайской области, к примеру, из 27 рейсов только 3 обслуживают российские перевозчики. Россияне сюда не хотят ехать, потому что у нас и пассажиропоток меньше, на 30% дешевле билеты. Мы работаем сами, на сегодняшний момент развития никакого нет. Перспектив нет. Ждали этого Евразийского экономического союза как манны небесной. А теперь узнаем, что этот вопрос закрыт до 2025 года. Мы считаем, что это ошибка. Реальная же есть перспектива для нас работать в стране, где и дороги получше и есть шанс развиваться, перевозя пассажиров на дальние расстояния. Хотели бы, чтобы наше мнение было учтено.
Костанайцев здесь поддержал Когай:
- Я вообще не пойму, с какого перепугу нашим отечественным перевозчикам, имеющим статус международных, запретили возить пассажиров между населенными пунктами собственной страны. Маршрут Караганда - Омск: 8 пассажиров взял, в Астане - еще пару. И все. Как вы думаете, долго просуществует такой маршрут? И куда он уйдет? Правильно - в нелегальные перевозки, там везут кого угодно и куда ему надо.
Что предпринимателям ответили в ходе круглого стола? Насчет увеличения штрафов для нелегальных перевозчиков - представитель НПП сказал, что предложение «возможно, поддержим». Насчет ужесточения контроля над ними - принимается некий совместный план действий минфина, министерства по инвестициям, в которое входит Комитет транспорта и МВД. В нем, заверили, есть меры противодействия нерегулярным перевозчикам.
Что касается каботажных перевозок. Вопрос не закрыт полностью. В соответствии с договором о ЕАЭС будет осуществляться поэтапная либерализация рынка каботажных перевозок. На уровне межправительственных договоренностей будет составлен график отмены. Он, конечно, больше ориентирован на грузоперевозки. Так что по пассажирским свои предложения костанайцам предложили передать в Нацпалату.
Предложения, предложения... Они, конечно, будут направлены. Но неужели без этого госорганам не видна многолетняя абсурдность ситуации, связанной с демпингом нелегатов, или игнорирование акиматами правил субсидирования.
Дословно
Статья 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изменениями от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 26 декабря 2005 г.) запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.
Фото Галины ПЕТРЕНКО
Материалы номера