У костанайских остановок нет единства в проектировании, оборудовании и оформлении
Ольга ЛИХОГРАЙ
Костанайские остановки - как в поговорке «неладно скроены, да крепко сшиты». Такое впечатление создается при первом осмотре павильонов. При более детальном рассмотрении выясняется, что «скроены» они из материалов всех мастей, в том числе и бывших в употреблении, да и «сшиты» не настолько крепко, чтобы защитить костанайцев от ветра, дождя или снега.
В преддверии осенней, а в недалеком будущем и зимней непогоды, проблема плохо оборудованных остановок все больше волнует костанайцев. Чиновников больше беспокоит архитектурный облик остановок, которые не отвечают эстетическим требованиям. Об этом 22 сентября заявил аким Костаная Ахмедбек Ахметжанов. Как убедились корреспонденты «НГ», остановочные павильоны Костаная зачастую не только не вписываются в градостроительный облик, но и не оправдывают своего назначения.
«Пиво» вместо павильона
По данным отдела ЖКХ акимата Костаная, в областном центре - 351 остановка, куда заезжают пассажирские автобусы. Из них 97 не оборудованы остановочными павильонами.
- Работа по текущему ремонту и содержанию всех остановочных павильонов проводится ежегодно, - сообщил в ответ на официальный запрос «НГ» руководитель отдела ЖКХ, ПТ и АД Женис ШИНКИН. - Для проведения работ из городского бюджета ежегодно выделяется 2 млн тенге. Ежегодно проводится покраска всех остановочных павильонов.
Какие именно остановки Костаная нуждаются в ремонте, замене или оборудовании павильонами, Шинкин не уточнил.
Корреспонденты «НГ» 22 сентября выборочно посмотрели несколько десятков остановок в разных районах Костаная. И пришли к выводу, что общей концепции их внешнего вида нет. Часть павильонов сохранилась еще с советских времен, часть обновилась недавно, на некоторых улицах специальных конструкций нет вообще.
Этот павильон по ул. Каирбекова, похоже, «слепили из того, что было»
...Едем вдоль улицы Каирбекова в сторону КСК, где несколько остановок представляют собой яркие конструкции, наспех сваренные из кусков по виду бывшего в употреблении металла. А на остановке «Пивзавод» вместо павильона - лавочка и вывеска «Пиво». Именно тут останавливается большинство автобусов, идущих на КСК и в сторону дачных обществ.
Недалеко ушла по оформлению и остановка «Сельмаг» по Каирбекова. Рядом с тонкостенным каркасом ютятся четверо пассажиров. Зайти внутрь, а уж тем более присесть на лавочку - никто не решается. Присесть на скамейку здесь не совсем просто особенно «людям маленького роста».
Запрыгнуть на эту лавочку не все смогут, а прислоняться к обшарпанной стене желающих еще меньше
- Не знаю, кто так спроектировал, но лавочка почти на уровне талии и сесть на нее нереально, - жалуется пенсионерка Зинаида РЫКОВА.
Специально проверила: чтобы влезть на эту скамейку с моим ростом 1 м 70 см нужно слегка подпрыгнуть.
На остановке, недалеко от перекрестка Каирбекова - Текстильщиков, нет специального «кармана». Павильон стоит прямо на тротуаре. Увидеть из нее приближающийся автобус невозможно, приходится поминутно выбегать.
Остановка по Каирбекова - без заезда, павильона, да еще и с ямой
На остановке «Универсальный рынок» по той же Каирбекова - одинокая лавочка под открытом небом. А народу здесь скапливается прилично. Но все рекорды по плохому оборудованию побила остановка «Текстильщик». Здесь она полностью отсутствует, висит лишь желтая табличка, по которой можно опознать место для посадки в автобус.
«Карман» остановки «Текстильщиков» такой маленький, что автобусы в него не заходят
Точно такие же желтые таблички обозначают остановки по левой стороне ул. Курганской, если заезжать на нее с Каирбекова. Здесь нет даже подъездных «карманов», таблички висят на ближайших столбах.
Белая табличка, сливающаяся с цветом столба, по ул. Курганской вряд ли может претендовать на звание остановки
На Баймагамбетова не сладко
Из района КСК возвращаемся в сторону центра по недавно открытой после летней реконструкции ул. Баймагамбетова. На всем ее протяжении от ул. Орджоникидзе до ул. Лермонтова - две металлические конструкции для пассажиров. Одна из них в самом начале, недалеко от пересечения Баймагамбетова с Орджоникидзе, уже напоминает детскую разукрашку. Большими цветными буквами на всю стену красуется надпись «Сладкая, я тебя люблю!». Очевидно, что пассажирам, регулярно стоящим в местах остановок пассажирского транспорта вдоль новой Баймагамбетова, сладости это не добавляет.
Второй крытый павильон мы обнаружили ближе к пересечению с Лермонтова. В остальном «узнать» остановки можно только по сиротливо стоящим лавочкам. Летом они открыты солнцу, осенью - дождю, зимой - снегу.
- Мы уже возмущались, что этот кусок Баймагамбетова сделали не по нормам, - напомнил житель этого района Иван ВАЛИЕВ. - Говорили, что в автобусный «карман» стекает вода, и автобусы обрызгивают людей. Да и самих остановок так и не дождались. Подрядчики, пока ремонтировали, обещали павильоны. А в итоге отделались двумя.
На остановке «Драмтеатр» - старый павильон, стены которого давно растеряли пластиковые панели. Вместо них - металлические решетки, не защищающие от непогоды.
Куски от тротуара
Через улицы Баймагамбетова и Л. Беды выезжаем на проспект Абая. Здесь на небольшом участке от остановки «Лагуна» и дальше к автовокзалу совсем недавно установили новые павильоны. Стены, словно из рекламных щитов, на которых можно вешать рекламу. На задней стенке - подсветка, которая сияла даже днем. Между стенами и крышей - приличное расстояние, благодаря чему остановка открыта всем ветрам.
Внутри - новая лавочка, вбитая в землю. Правый бок у нее сильно накренился вправо, отчего лавочка больше напоминает небольшую горку.
Эта остановка сочетает подземный переход и аптеку, но нормального заезда для автобусов не предусмотрено
Криво поставленными выглядят и павильоны по пр. Абая - на остановке «Второй подъем». Этими монументальными по остановочным меркам сооружениями особенно гордятся власти Костаная. Они сочетают в себе и павильоны, и аптеки, и подземные переходы. Однако установлены так, что забирают практически всю тротуарную часть. Павильон по правой части Абая, если двигаться в сторону автовокзала, оставил пешеходам сантиметров 50 тротуара. Рядом - шумящий проспект с несущимися машинами. Идти по этой узкой бровке, как минимум неудобно, как максимум страшно. А если ты с ребенком или инвалид на коляске?
Пешеходам подойти к остановке «Второй подъем» по пр. Абая можно только по проезжей части
На противоположной стороне еще хуже: на куске тротуара, который не занял громоздкий комплекс, помещается лишь одна нога пешехода. Другой нужно топать по проезжей части навстречу автобусам и машинам.
Каков поп, таков приход
Откуда такая архитектурная разноголосица? Единого стандарта по внешнему облику остановочных павильонов не существует, как и СНиПа по их оборудованию. Все это - на совести местных властей.
- Норма планирования и застройки городских и сельских местностей, которая не предусматривает сооружений павильонов, - сообщил «НГ» заместитель руководителя филиала РГП «Госэкспертиза» по Костанайской области Вячеслав КОЗАК. - СНиП предусматривает лишь «карман» для заезда автобусов. Задание на проектирование павильонов дает власть на местах, ориентируясь на количество бюджетных средств.
На практике при реконструкции или капитальном ремонте улиц указываются места, на которых должны встать крытые остановки. Если на улице проходит средний ремонт, то установка павильонов вообще считается необязательной. Единый стиль, соответствие архитектурному облику города остановок прорабатывают архитекторы
- Действительно, у нас очень разномастные павильоны в местах остановок пассажирского транспорта, - соглашается Вячеслав Козак. - Попытку сделать павильоны в едином стиле предпринял бывший аким Костаная Нурмухамбетов по пр. Абая. Вроде бы получилось, после этого попыток не было.
Козак отмечает, у костанайских остановочных сооружений не только нет общего дизайна, но и многие «карманы» построены не по нормам. Вот здесь четкий стандарт есть - не менее 400 м друг от друга, чтобы автобусы реже тормозили и загрязняли атмосферу, да и люди больше ходили пешком. Но в Костанае эта норма нарушается сплошь и рядом. Очень близко расположены остановки «Наримановский рынок» и «БУМ». Расстояние между остановками «Индустриальный колледж» и «ТЦ «Емшан» - вообще меньше 100 м!
У большинства не соблюдается и другое правило: расстояние от проезжей части до павильона должно быть 3 м. В Костанае оно зачастую не превышает и полметра.
- Это грубейшее нарушение, и очень опасно, - считает архитектор Наталья МЕЛЬНИК. - Например, остановка «Медколледж». И полуметра нет от проезжей части, а там всегда много народа. Люди на таком участке не разойдутся, могут попасть под автобус - особенно зимой может быть ДТП.
Мельник отмечает: наши остановки не отличаются функциональностью. При оборудовании павильонов просто необходимо учитывать резко континентальный климат Костаная. Остановка должна быть плотно закрыта с трех сторон и сверху, что далеко не всегда соблюдается. Что касается дизайна, нам, похоже, не до него. Павильоны «ляпают» из чего подешевле и попроще. Результат - у всех на виду.
«Кармана» для заезда нет и у этой остановки
Чтобы увидеть автобус из такой остановки, приходится выходить почти на проезжую часть
На этом участке Абая попытались сделать остановки в едином стиле, но открытые всем ветрам и с кривыми лавочками
Эту остановку в микрорайонах проектировали, чтобы автобус было видно издалека
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера