Так ли точны высокоточные приборы учета электроэнергии?

Евгений ШИБАРШИН

Согласно Закону РК «Об энергосбережении» в Казахстане с 1 января 2014 года учет расхода электроэнергии начали вести приборами более высокого класса точности. Теперь потребители начали платить в том числе и за пользование электроприборами малой мощности, работу которых счетчики старой конструкции не могли учитывать. Для некоторых костанайцев разница в оплате оказалась настолько ощутима, что они засомневались в правильности учета.

Счетчик обновил, и пошло-поехало

Сарсембай Беклеев: «После скачков напряжения в работе прибора учета произошел сбой»

Пенсионер Сарсембай БЕКЛЕЕВ, как законопослушный гражданин, получив от энергетиков извещение о необходимости перехода на прибор учета нового образца, электронный счетчик в своем доме по ул. Мая, 161 установил еще в ноябре 2013 года.

- С этого момента в оплате пошло-поехало, - рассказывает Беклеев «НГ». - Весь ноябрь-декабрь нашу линию лихорадило - в вечернее время напряжение подавалось с перебоями. Оно колебалось в пределах 160-170 вольт, затем поднималось так, что лампочки в комнате горели очень ярко. В конце ноября был момент, когда напряжение в сети упало настолько, что 1-3 секунды лампочка едва горела. Я тогда отключил холодильник и долгое время его не включал. Предполагаю, что именно тогда случился сбой в работе прибора учета. Мы с соседями вызывали аварийную службу, они делали замеры, определяли, что напряжение не соответствует ГОСТу, но составлять акт отказывались.

К выводу, что счетчик начал «мудрить», Беклеев пришел после сопоставления его показаний за первые месяцы работы. В декабре 2013 года было 146 кВт-час, в январе 2014 года - 80, в феврале - 76, в марте - 183 кВт-час.

- Почему зимой при работе одних и тех же бытовых приборов, приборы показывают такие разные цифры? - задался вопросом пенсионер.

Чтобы найти ответ, он решил вести посуточный учет. К этому подтолкнуло и еще одно обстоятельство. В конце мая Беклеев обратил внимание на странную работу глубинного насоса, установленного во дворе дома. Подключив его через трансформатор, обнаружил, что напряжение в сети превышает 250 вольт. 5 июня он по этому поводу подал претензию в ТОО «КЭЦ» о несоответствии напряжения ГОСТу. Аварийная служба устранила причины, но составлять акт отказалось, сославшись на то, что не имеет на это полномочий.

Замеры напряжения, которые Беклеев делал своим прибором с 10 по 20 июня, показали, что оно соответствует ГОСТу, и счетчик расхода электроэнергии, по его оценке, показывал реальное потребление. Тогда суточный расход составил 1,8 кВт-час. Причем он совпадал с «ручным» подсчетом потребляемой мощности всех электроприборов в доме (согласно данным технических паспортов), умноженной на реальное время их работы.

Однако замеры с 23 июня по 2 июля показали, что в сети в этот период напряжение было уже 235-240 вольт и выше. Замеры делались в 7 часов утра. Среднесуточное потребление по приборам учета в этот период составило 2,6 кВт-час.

- Это при том же режиме работы электроприборов, - возмущается Беклеев. - Получается, что по причине превышения напряжения счетчик «накрутил» мне лишних 0,8 кВт-час в сутки. Если показания счетчика корректировать с учетом реального среднесуточного потребления 1,8 кВт-час, то получается, что разница в 0 получается только в мае. В июне она составила 5 кВт-час, в июле - 9, в августе - 4.

Сарсембай Беклеев сопоставляет показания счетчика и расход электроэнергии

Используя паспортные данные своих электроприборов, Беклеев подсчитал, как долго они должны работать в прошедшие зимние месяцы, чтобы прибор учета показал среднесуточное потребление электроэнергии в декабре 4,9 кВт-час, а в марте - 6,1. По его прикидкам, 40-ваттные лампочки в этот период должны гореть 12 часов, столько же работать телевизор, а подкачивающий насос «Вилла» вообще не выключаться. (Холодильник в этот период был отключен). Он считает, что такие цифры электронный счетчик показал по причине повышенного напряжения. В таком выводе его убеждает и тот факт, что в апреле у него вышли из строя глубинный и отопительный насосы.

Результаты замера расхода электроэнергии (по данным Беклеева С. Б.)

«Все стандартно»

Директор ТОО «Костанайская горэлектросеть» Габит БЕКБАЕВ в курсе ситуации. Более того, специалисты проверяли величину напряжения в доме Беклеева. Отклонения были в пределах нормы, установленной ГОСТом. По итогам этих замеров был составлен акт, но заявитель не стал его подписывать. «НГ» этот отказ Сарсембай Беклеев объяснил тем, что такой необходимости не было. Дескать, если все в норме, то и акт не нужен.

- Но мы не можем круглые сутки сидеть у него в доме и замерять величину напряжения, - ответил на это директор горэлектросети.

Тут самое время вспомнить стандарты, которые установлены ГОСТом. А они гласят, что есть нормальное отклонение от номинального напряжения на приемнике потребителей и предельно допустимое. Величина первого установлена (+-) 5%, второго (+-) 10%. То есть нормальное отклонение от номинального напряжения 220 вольт должно находиться в пределах 209-231 вольт. Что касается предельно допустимого, то это будет 198 и 242 вольта.

Кстати, в договорах энергоснабжения с физическими лицами эти цифры не указываются. Энергоснабжающая организация берет на себя обязательство «принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества поставляемой электроэнергии», однако четкого обозначения, какого качества должна быть продаваемая энергетиками продукция потребители не знают.

Например, получение электроэнергии с предельно допустимым отклонением от номинального напряжения - это приемлемое договором качество для потребителя или нет? При условии, что при таком напряжении в сети специалисты не рекомендуют включать электродвигатели? Не говоря уж о других современных бытовых электроприборах, которые более чувствительны к перепадам напряжения. Изготовители, наверное, испытывают их на работу в предельных условиях, но они вряд ли будут нести дополнительные расходы, чтобы обеспечить их исправность при длительном воздействии предельного режима.

О том, что в Костанае много фактов выхода из строя бытовых электроприборов, «НГ» сообщила председатель общества защиты прав потребителей «Фемида+» Куралай АХМЕДИНОВА.

- Причем люди утверждают, что это произошло именно из-за низкого качества получаемой электроэнергии, но они не смогли вовремя составить соответствующий документ, поэтому защитить их права очень трудно, - сказала руководитель «Фемиды».

Аналогичный случай произошел и с пенсионеркой Любовью КНЯЗЕВОЙ. В ее доме по ул. Плеханова, 69 сейчас живет дочь, и уже несколько лет женщины пытаются добиться, чтобы туда подавалось нормальное электричество. Ничего не получается. В отличие от истории с домом Беклеева, там ситуация обратная - напряжение падает ниже нормы. В результате уже сгорел подкачивающий насос и компьютер.

- Я несколько раз вызывала из горсети электриков, - рассказывает пенсионерка. - Они что-то сделают, вроде бы все приходит в норму. Потом - опять. В конце концов, они сказали, что виновато дерево, которое стоит возле дома, и посоветовали с разрешения акимата Костаная его спилить. Я написала заявление в отдел ЖКХ. Разрешение дали, но сказали, что нужно самой нанимать людей и спиливать за свои деньги. Хотя дерево стоит на городской территории.

Виновато дерево или нет, электрикам лучше знать, но его так и не спилили. Воспользовались другим советом - поставили в доме стабилизатор, купив его за 30 000 тенге. На нем два индикатора. Один показывает напряжение на входе в домашнюю сеть, другой - после стабилизации. На наших глазах в течение 5 минут на входе напряжение несколько раз падало до предельно допустимой величины.

Костанайские энергетики считают, что напряжение в городских электросетях соответствует стандартам. Потребители с этим не согласны

Нужны исследования

Но вернемся к результатам исследований Сарсембая Беклеева, который считает, что приборы учета реагируют на скачки напряжения. Возможно ли такое? За ответом на этот вопрос «НГ» обратилась к доценту кафедры электроэнергетики и физики Костанайского госуниверситета, кандидату технических наук Юрию ГЛАДОВУ. До прихода на преподавательскую работу он долгое время работал в энергосистеме. Более того, несколько лет возглавлял цех счетчиков.

- Приборы учета расхода электроэнергии не должны реагировать на перепады напряжения, - сказал Гладов. - Но это при условии их правильной регулировки, с учетом допускаемой погрешности и стандартной величины предельного напряжения в сети.

Оказывается, счетчики имеют определенную особенность. Их регулируют на так называемый самоход. То есть в случаях отсутствия в сети нагрузки (все бытовые приборы отключены) счетчику задают определенную величину напряжения, до которой он не включается. Обычно это величина предельно допустимого напряжения. Если напряжение выше, то прибор учета может включиться, даже если в сети нет никакой нагрузки.

- Учитывая, что в нашей сети напряжение иногда доходит до 250 вольт, вполне возможно, что прибор учета переходит на «самоход», - сказал Гладов. - Чаще всего это происходит ночью.

Эта проблема не нова. Такой особенностью, по его мнению, обладают электросчетчики всех конструкций. Об этом он говорил еще 10 лет назад, но до сих пор никто серьезных исследований так и не провел. Выход Гладов видит в том, чтобы поставщики электроэнергии на своих трансформаторных подстанциях лучше занимались регулировкой величины подаваемого напряжения, а потребителям, которые сомневаются в правильности регулировки своих приборов учета, проверить их в независимых лабораториях.

Что касается последнего, то эту рекомендацию поддержали и в департаменте технического регулирования и метрологии по Костанайской области. Их специалисты тоже реагировали на заявление Беклеева, но пришли к выводу, что в данном случае энергетики установленные стандарты не нарушали. И. о. руководителя департамента Дамир МОЛДАГАЛИЕВ считает, что более высокие показатели расхода электроэнергии, которые наблюдаются при переходе на приборы большей точности измерения, вызваны прежде всего тем, что начали учитывать работу маломощных потребителей, таких как зарядные устройства, приборы, находящиеся в режиме ожидания.

- Хотя было бы неплохо, если бы кто-то взялся сделать сравнительные измерения по старым счетчиками и новым, - добавил Молдагалиев.

Оказывается, Беклеев проанализировал и этот аспект. Его выводы говорят о том, что учет потребления маломощными электроприборами на общие результаты сильно не влияет. Беда в том, что его анализ, к сожалению, неофициальный, а в его доводы никто вникать не хочет. С ними он пока обращался только в государственные структуры. Последнее его заявление ушло в областную прокуратуру, откуда его переслали в антимонопольную инспекцию. Но если этот дотошный человек пока ничего не добился, то как доказать свою правоту может обычный потребитель?

Как защитить права потребителя в случае нестандартного напряжения в электросети?

Нурлан КУАТОВ, заместитель руководителя управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Костанайской области:

- Обычно такие ситуации возникают на короткое время. Поэтому потребителям зафиксировать этот факт бывает сложно. К тому же для этого нужно иметь определенный навык и приборы. В таких случаях предъявить претензии поставщику электроэнергии бывает трудно. Если это происходит регулярно, то лучше обратиться за помощью к экспертным организациям, которые имеют соответствующую лицензию. Они в Костанае есть.

Дамир МОЛДАГАЛИЕВ, и. о. руководителя департамента технического регулирования и метрологии по Костанайской области:

- Нужно сразу же пригласить представителя компании, которая поставляет электроэнергию. У них есть специальная лаборатория, специалисты которой сделают замеры. Нужно посмотреть, имеет ли их аппаратура сертификат и сделана ли ей поверка. Показания приборов нужно снять в присутствии потребителя. Итоги замеров документируются. Если потребитель сомневается в правильности показаний прибора учета и хочет снять его на внеочередную поверку, нужно удалить пломбу, установленную поставщиком электроэнергии. Снять пломбу может только поставщик. В случае возникновения спорных вопросов нужно обратиться к независимым экспертам.

Вадим СОБОЛЕВ, исполнительный директор ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области»:

- Чтобы защитить права потребителей в подобной ситуации, нужно иметь правовой документ, который зафиксирует это отклонение от нормы. Таковым может стать соответствующий акт. Когда в таких случаях выходят из строя бытовые электроприборы, компенсацию нанесенного ущерба можно произвести по решению суда. Но в таких случаях обычно требуется, чтобы акт подписал и представитель поставщика электроэнергии. Мой юридический опыт говорит, что этот механизм в достаточной степени пока не отлажен.

Юрий ГЛАДОВ, доцент кафедры электроэнергетики и физики КГУ, кандидат технических наук:

- Раньше в таких случаях обращались в энергонадзор, который обязан был сделать необходимые замеры. Сейчас - другие времена, поставщики электроэнергии частные, и энергонадзор навряд ли имеет такие функции. А зря. Но есть другие структуры, делающие замеры на платной основе. Потребителям, в чьи дома подается нестандартное напряжение, лучше объединяться и нанимать эти организации. Они смогут сделать замеры в нескольких местах, в разное время, обработать полученную статистику и подсчитать нанесенный ущерб. Их результаты будут хорошим документом для использования в суде.

Туркана КУРБАНОВА, юрист общества защиты прав потребителей «Фемида+»:

- Нужно сделать проверку напряжения в присутствии представителя поставщика, ПКСК (если это многоэтажка), соседей и составить акт. Люди зачастую этого не делают и без акта проверки идут с жалобой к поставщику. Энергетики обычно виновными себя не считают, и время уходит. Через несколько дней потребителям доказывать свои претензии становится очень сложно. Хотя, имея акт проверки они могут рассчитывать на успех в судебном разбирательстве. Потребителям нужно лучше знать свои права.